Зачем Паустовский вводит образ молодой учительницы в рассказе «Телеграмма»?


Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» словно создан в назидание всем людям. Мы часто забываем о самых близких людях, ставим в приоритет работу и свои дела. Автор же говорит со страниц рассказа о том, чем это может обернуться.

Молодая героиня Настя когда-то сделала свой выбор – переехала в большой город, нашла там работу. И, кажется, совсем забыла о матери, которую оставила одну в глухой деревне. Она по-своему заботится о ней – высылает деньги. Но не это надо одинокому пожилому человеку. Она скучала по дочери, хотела хотя бы изредка видеть ее, читать от нее письма. Но даже этого Настя не дала. Возможно, Настя боялась, что материнские слезы и укоры заставят ее вернуться в деревню, поэтому и избегала общения. Настя придумала себе оправдание даже когда получила письмо от Катерины Петровны. Она не стала его сразу читать, решив, что если пишет – то значит все хорошо. Такое равнодушие приведет ее позже к невыносимому позднему раскаянию.

Но что же Катерина Петровна, как она реагировала на равнодушие Насти? Она скучала, но понимала, что дочь молодая и занимается интересным делом. Женщина даже писала ей редко, чтобы не мешать. Что было, возможно, ошибкой. Нельзя скрывать свои чувства, не все умеют догадываться. Настя – противоречивый образ, ее даже автор не осуждает прямо, а лишь укоряет, например, при помощи Гоголя.


Для сравнения с Настей автор вводит в рассказ так же образ молодой учительницы, которая только недавно переехала в Заборье. О ней говорится, что она была очень молоденькой, сероглазой и застенчивой. Старушки, когда ее видели, то шептались о том, что сложно такой будет сладить с местными детишками. Но писатель видит в учительнице другое – доброту, которую она будет сеять и в своих учениках.

Она была здесь чужой, но когда увидела, что Катерину Петровну провожают в последний путь, то не отошла в сторону, а пошла со всеми. Молодая учительница выразила свое уважение старушке, которую даже не знала. Она тогда вспомнила и о своей матери, которую вынуждена была оставить одну, чтобы поехать работать в деревне. Ситуации у молодой учительницы и у Насти вроде бы похожи – обе уезжают работать и оставляют матерей одних. Но Настя гонится за лучшей жизнью в шумном городе, а молодая учительница, скорее всего, попадает в деревню по направлению после учебы, от которого нельзя было отказаться. Настя не пишет матери, отлаживает ее письма на потом, тогда как учительница тоскует по родному человеку, даже когда видит чужую беду. И в этом огромная разница.

Автор вводит в свое произведение образ молодой учительницы, чтобы показать, какой должна быть дочь. И даже если обстоятельства складываются так, что надо оставить близких людей, о них нельзя забывать, ведь есть и другие способы для общения. Можно и приезжать, и звонить, а не просто откупаться деньгами, как делала это героиня рассказа Настя. Молодая учительница увидела чужую боль, поэтому она сделает правильный моральный выбор и научит этому своих учеников.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Насти и «молоденькой учительницы»
  • «Настя под «хмурым небом» (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)
  • Письмо Катерины Петровны (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)
  • Телеграмма от Насти (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)