«Зеркальные» образы в пьесе Островского «Гроза»


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» наблюдаются «зеркальные образы». Феклуша становится зеркальным отражением Кабанихи, а Кудряш – зеркальным отражением Дикого.

Феклуша – странница, которая рассказывает жителям города Калинова различные небылицы. Жители Калинова верили Феклуше и уважали ее, это значит, что жители Калинова, как и Феклуша, были темными, непросвещенными людьми, которые верили слухам.

Кабаниха, как и Феклуша, ничего из себя не представляет. Однако в «темном царстве» их уважают и ценят. Феклушу ценят за то, что она дает жителям Калинова новую информацию, ведь слова Феклуши становятся единственным, хоть и не совсем правдивым, источником информации. Кабаниху уважают за то, что она является представителем старшего поколения, а люди того времени, жившие по домостроевским принципам, уважали старших. Кабаниха дает всем советы и наставления, за что требует к себе уважения. И Кабаниха, и Феклуша являются яркими представителями старых порядков патриархального общества.

Феклуша – фальшивый человек. Фраза Феклуши «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» наполнена фальшей, она восхваляет купечество, желая уважения к собственной персоне, а не потому что действительно так считает. Для Феклуши общественное мнение важнее выражения собственного мнения. Такую же характеристику можно дать и Кабанихе. В повествовании отмечается, что Кабаниха помогает сирым и убогим, однако делает она это не из искреннего желания, а из-за того, чтобы о ней сказали хорошее в народе.


Кудряш работает конторщиком у купца Дикого, поэтому он научился понимать Дикого. Пока все в городе боятся Дикого, Кудряш отмечает: «я с ним разговаривать умею». Кудряш, как и Дикой, который привык тиранить собственную семью, привык влиять на людей страхом. Сам Кудряш, говоря по поводу своих взаимоотношений с Диким, отмечает: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»; «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш словно с гордостью говорит о том, что ведет себя так же, как Дикой: «он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет».

Образ Кудряша неоднозначен. С одной стороны, он умеет дать отпор самодуру Дикому. С другой стороны, что хуже – когда грубит купец или когда грубит его конторщик? Получается, грубость и жестокость порождает такие же грубость и жестокость.

Стоит отметить, что Феклуша и Кудряш – персонажи, которые подготавливают появление в повествовании Кабанихи и Дикого. Сначала Кудряш говорит о Диком, затем Дикой появляется в повествовании. Феклуша же вводит в повествование Кабаниху.

Раскрывая не только образы самодуров «темного царства» Кабанихи и Дикого, но и «зеркальные образы» Феклуши и Кудряша, А.Н. Островский показывает тех людей, которые принадлежали «темному царству». Многие исследователи к «хозяевам жизни» причисляют не только Кабаниху и Дикого, но и Кудряша и Феклушу. Первые привыкли к тому, что им всегда и все подчиняются, а вторые всегда найдут уважение, всегда найдут такое поведение и такие слова, чтобы народ их ценил, чтобы они не стали «жертвами» того или иного общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Добролюбова к «тёмному царству» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к жертвам «тёмного царства» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к Катерине (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Писарева к Катерине (по статье «Мотивы русской драмы»)