Золото правит людьми, а не люди – золотом (по трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»)


Идею всей трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» можно сформулировать следующим образом: «Золото правит людьми, а не люди – золотом». На это указывают образы трех персонажей: барона, Альбера и Соломона.

Жизнь молодого рыцаря Альбера полностью зависит от его материального состояния. Из-за того, что ему приходится жить в бедности, Альбер не может показать себя рыцарем со всех сторон. У него нет денег на костюм, шлем, коня. А рыцарское общество требовало такой разгульности и праздности. Не зря Альберт говорит о том, что остальные рыцари приезжают на турниры в атласе и бархате. Это говорит о том, что внешний вид для рыцарей того времени оказался важнее смелости и героизма. А чтобы добиться хорошего внешнего вида, нужны были деньги, которых у Альбера не было. Из-за этого молодой рыцарь думает о деньгах и стремится к ним.

Альбера можно назвать своего рода жертвой общества. Ведь взять шлем с противника считалось постыдным событием. Прийти на турнир в одних латах тоже было не принято. Альбер подчинялся этим правилам, поэтому его мысли и занимали деньги, которых ему так не хватало.


Альбер упрекает собственного отца в том, что тот держит его в бедности и содержит, как мышь. Молодой рыцарь совершенно справедливо рассуждает о том, что его отец видит в деньгах господ. Барон действительно служит золоту, как, по словам Альбера, алжирский раб или как цепной пес. Власть денег заставляет барона жить в нищенских условиях: он живет в «конуре», которая не отапливается, пьет лишь воду и ест сухие корки. Барон мог тратить деньги хотя бы на нормальную жизнь, не обязательно на различные удовольствия и пиры, но отец Альбера этого не делает. И причина заключается как раз в том, что не барон правит золотом, а золото – бароном. Герой, словно обезумевший, не спит и сидит над своим золотом, просто любуясь им. Он копит, но не тратит – это доказывает власть денег над человеком.

О том, что правит золото, а не люди, говорит и образ Соломона. Он выживает с помощью деятельности ростовщика, давая рыцарям в долг. Жид Соломон не видит ничего страшного, чтобы отравить человека, ведь таким способом деньги окажутся в руках намного быстрее. Соломон предлагает Альберу отравить ядом его отца. Это говорит о том, что жид лишен нравственных принципов, деньги для него важнее человеческой жизни. Неудивительно, если сам Соломон пользовался таким способом достижения корыстных целей, связанных с обретением богатства.

А.С. Пушкин показывает, что во имя золота люди готовы на совершение различных преступлений: Соломон предлагает Альберу отравить отца, барон идет на клевету, чтобы не отдавать Альберу ни одной монеты, Альбер готов вступить в смертельный поединок с собственным отцом. Эти три ситуации, описанные в трагедии «Скупой рыцарь», подтверждают мысль о том, что миром правит золото. Ведь ради золото барон, Альбер и Соломон готовы пойти по чужим головам, готовы стать предателями и даже убийцами. Герои стремятся получить власть с помощью денег, но порабощает всех, наоборот, золото.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Ужасный век, ужасные сердца!» (по трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»)
  • Смысл названия трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»
  • Какие мысли и чувства вызвала у меня трагедия Пушкина «Скупой рыцарь»?
  • Проблематика трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»