Звуковой образ в пьесе Чехова «Вишневый сад» и его смысловая значимость


В чеховской пьесе «Вишневый сад» наблюдаются различные звуковые образы, которые несут в себе глубокий смысл, который невозможно передать словесно.

Один из самых знаковых звуковых образов является звук лопнувшей струны, реализующийся в повествовании 2 раза. Впервые он появляется во 2-ом действии. Данный «замирающий, печальный» звук слышат все действующие лица данной сцены: Раневская утверждает, что «неприятно почему-то», Лопахин предполагает, что где-то в шахтах сорвалась бадья, Гаев и Трофимов высказывают предположение о том, что звук издала какая-нибудь птица: цапля (по предположению Гаева) или филин (по предположению Трофимова). Звук лопнувшей струны символизирует надвигающуюся трагедии.

Символом надвигающейся трагедии становится и крик совы. Услышавший «звук лопнувшей струны» Фирс после предположения о том, что этот звук издала какая-либо птица, сказал о том, что сова кричала перед несчастьем, которым для старого слуги является награждение крепостных волей. Данный звуковой образ также намекает читателю на то, что трагедия приближается.


Смысловую значимость имеет и музыка еврейского оркестра. Впервые этот звуковой образ появляется во втором действии, когда Раневская прислушивается и понимает, что «словно где-то музыка играет». Узнав об источнике музыки, Раневская, не имея особых денежных средств, хочет пригласить местный оркестр на «вечерок», что подчеркивает неумение Раневской рационально пользоваться денежными средствами. Еврейский оркестр действительно появляется в доме Раневской: на балу, когда вне сцены происходит аукцион, на котором решается судьба имения с вишневым садом. Еврейский оркестр становится символичным, так как в те времена такие оркестры играли на похоронах. Играющий оркестр во время объявления информации о том, что имение было продано и его купил Лопахин, символизирует «похороны» старой России.

Важным звуковым образом является звук топора. В третьем действии Лопахин, который на протяжении первых двух действий предлагал Раневской и Гаеву вырубить вишневый сад для того, чтобы на этом месте построить дачи для сдачи их в аренду, произносит следующую фразу: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». В четвертом действии Лопахин выполняет свое обещание: отмечается, что «слышно, как вдали стучат топором по дереву». Лопахин начинает вырубать вишневый сад почти сразу, как становится владельцем имения, он не дожидается, пока его старые хозяева, для которых вишневый сад был так дорог, уедут. Звуки топоров подчеркивают мысль о неумолимом ходе времени, которая звучала на протяжении всего повествования. А.П. Чехов показывает, что представители настоящего не хотят ждать, когда с пьедестала сойдут представители прошлого, они пользуются своим положением сразу же. После того как почти все действующие лица уезжают, стук топора раздается вновь. Пьеса заканчивается следующей ремаркой: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Звук топора является символом полной гибели «дворянских гнезд», гибели помещичьей России и приход к власти капиталистов.

В последнем действии вновь появляется звук лопнувшей струны. Данный звук звучит перед последним звуком топора. Беда уже случилась, на этот раз данный звуковой образ символизирует неизбежность трагедии, смену помещичьей России Россией капиталистической.

Наблюдаются в пьесе и другие звуковые образы: пение птиц в саду, игра пастуха на свирели, скрип сапог Епиходова, сыгранная Епиходовым на гитаре грустная песня, звук брошенных Варей ключей, хохот и громкий топот купившего имение Лопахина.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Лирический подтекст в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Приемы создания характеров в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Монологи персонажей и их роль в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Речевые характеристики персонажей в пьесе Чехова «Вишневый сад»