Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать»?


Рене Декарт утверждал: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Когда человек читает произведения, написанные писателями, жившими в других веках, он имеет возможность увидеть особенности той или иной эпохи. Человек видит, какие проблемы были актуальны несколько десятков или несколько сотен лет назад, он может сравнить описанную автором эпоху с современностью.

Своеобразные «путешествия» человек совершает, читая художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.


В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отразились события XVIII века. В повествовании присутствуют образы реальных исторических личностей: императрицы Екатерины II и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Повесть имеет документальную основу, А.С. Пушкин посещал Приуралье и Поволжье, где беседовал с участниками и свидетелями крестьянского восстания, анализировал документальные материалы и семейные архивы. Помещаясь в те времена, читатель видел не только разделение населения на дворянство и крестьянство, но и наличие между данными сословиями противоречий, которые и вылились в крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Убийство родителей Маши Мироновой, ее похищение Алексеем Швабриным, возможность казни пугачевцами Петра Гринева и других дворян, отказывающихся присягнуть Емельяну Пугачеву на верность, несправедливый арест Петра Гринева – все это доказывает авторскую мысль о том, что «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Читатели, наблюдая за поведением центрального персонажа Петра Гринева и его антипода Алексея Швабрина, становятся свидетелями дворянской чести и бесчестия: во времена крестьянского восстания были и те дворяне, которые переходили на сторону пугачевцев, чтобы сохранить себе жизни или чтобы добиться своих корыстных целей, и те дворяне, которые были верны своей присяге Родине и императрице. Таким образом, благодаря повести «Капитанская дочка» современное поколение и потомки имеют возможность «путешествовать» в Россию XVIII века.

В романе Э.М. Ремарка «Три товарища» происходит обращение к временам Первой мировой войны и к послевоенной Германии. Главные герои – три товарища Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – в 1916 году поступают на фронт, им приходится участвовать в военных действиях, жестокие и беспощадные картины которых навсегда остаются в их памяти. Автор называет героев своего романа «потерянным поколением», выражая мысль о том, что у них нет ни настоящего, ни будущего, поскольку им пришлось остаться в военном прошлом, переживая его даже после окончания войны. Не имея возможности получить образование и обрести семью, поскольку они в совсем юном возрасте ушли на фронт, представители «потерянного поколения», вернувшись с войны, не могли найти себе применение. Потратив свои лучшие годы на войну, тридцатилетние «три товарища» не знали, что им делать по жизни. Ситуация усугублялась тем, что их мысли постоянно были заняты рассуждениями о войне и анализом тех картин, которые они видели там. Показывая беспомощность представителей «потерянного поколения», ничтожность и бессмысленность их существования, губительность войны как в физическом (Патриция Хольман умирает из-за туберкулеза, появившегося во время войны), так и в моральном плане. Читатели, анализируя роман «Три товарища», имеют возможность окунуться в тяжелую первую половину XX века.

Таким образом, читатели, обращаясь к произведениям прошлого, получают возможность «путешествовать» в те или иные века, становясь свидетелями отдельных исторических событий, видя особенности жизни разных поколений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Почему Некрасов называл просторную жизненную дорогу — «страстей раба»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Где родился — там и пригодился»?