Человек – хозяин природы или её часть?


Нередко люди относятся к природе равнодушно и даже потребительски, считая себя «царем природы». Для того чтобы находиться с природой в гармоничных взаимоотношениях, такая позиция неприемлема. Человек – это часть природы. Не было бы природы, не было бы и людей. Человек ничем не лучше других живых существ, каждый представитель природы имеет право на жизнь, поэтому человек не вправе распоряжаться тем, что было создано не им, а природой. Человек обладает многими способностями, но он не всемогущ и не всесилен, большей силой владеет природа, которая с легкостью может уничтожить человека.

О том, что человек – часть природы, а не ее хозяин, рассуждали многие отечественные писатели и поэты в своих художественных произведениях.


В стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся» представлено два образа: лирический герой, олицетворяющий мир человека, и коршун, олицетворяющий мир природы. Данные образы противопоставлены. Если коршун благодаря данным ему «природой-матерью» «двум мощным, двум живым крылам» имеет возможность «с поляны подняться», «высоко к небу взвиться» и «уйти за небосклон», то человек «в поте и в пыли» «прирос к земли». Автором подчеркивается, что коршун имеет те возможности, которых лишен человек. Именно поэтому человека нельзя назвать «царем природы», если бы это было действительно так, то человек бы смог сделать так, чтобы владеть всеми способностями, которыми владеют все остальные живые организмы. Принадлежащая коршуну возможность летать указывает на то, что природа могущественнее, сильнее и выше человека. Лирический герой иронично называет себя «царем земли», подчеркивая, что это далеко не так.

Рассуждения о том, кем является человек – хозяином природы или ее частью, можно найти и в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба». То, что Игнатьич долгое время оставался безнаказанным за браконьерство, заставляет героя думать о том, что человек – царь природы. Однако, столкнув Игнатьича с огромной рыбой, природа продемонстрировала свое превосходство. Выловить царь-рыбу оказалось не так просто, как казалось Игнатьичу, во время борьбы с представителем животного мира герой оказался между жизнью и смертью. Морская стихия оказалась неподвластной Игнатьичу, в тот момент его жизнь зависела от природы. То, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в одинаковых обстоятельствах, борясь за собственную жизнь, говорит о том, что и человек, и рыба – это равноправные части природы, и ни одна из них не может превосходить другую. В повести выражена мысль о том, что человеку никогда не удастся покорить природу, потому что она обладает большей силой. Автор показывает, что человек, не осознавая, что является частью природы, а не ее хозяином, в попытках покорить природу уничтожает ее и, следовательно, самого себя.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: человек не может называть себя «хозяином» или «царем» природы, поскольку он не владеет такой силой, чтобы управлять природой; человек – такая же часть природы, как и другие представители животного и растительного миров.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  • Чему человек может научиться у природы?
  • Способна ли природа воспитывать человека?
  • Может ли общение с природой обогатить человека?