Человек науки – каким он должен быть?


От идей и деятельности ученого зависит общественное настоящее и будущее, поэтому он должен быть ответственным, понимающим, что от его решений зависит не только его жизнь, но и существование всего человечества. Работая над изобретениями и открытиями, человек науки должен руководствоваться нравственностью, ограничивая себя в том, чтобы не перейти черту дозволенного человеку. Ученый должен нести ответственность за то открытие, которое совершил.

Над тем, каким должен быть человек науки, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных и зарубежных писателей.


В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» показан неудачный эксперимент профессора Филиппа Филипповича Преображенского, который превратил пса Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова с помощью операции по пересадке человеческого гипофиза. Плохо то, что Преображенский вначале не осознавал опасности собственных действий в области науки, но хорошо то, что он понял, что совершил ошибку, и превратил Шарикова обратно в пса, иначе деятельность лишь внешне похожего на человека существа могла принести вред всему обществу. Повесть «Собачье сердце» приводит читателей к выводу о том, что за результаты научного открытия ответственность несет ученый, поэтому он должен со всей серьезностью относиться к совершаемым действиям, просчитывая негативные последствия, предотвращая их и разрешая их в случае появления. Показывая, что эксперимент Преображенского был борьбой с самой природой, создавшей собаку, автор подчеркивает, что ученый должен руководствоваться человечностью и гуманностью, не стремясь покорить природу, частью которой является человек.

Проблема того, каким должен быть человек науки, находит отражение и в рассказе У. Эко «Оно». Профессор Ка создал такой камень, который мог помочь людям в повседневной жизни, поскольку он обладал такой физической силой, которой не было у человека. И если Генерал, узнав об изобретении, сразу же начал рассматривать его как оружие по уничтожению врагов, то ученый, все эти пять лет работая над камнем, думал о том, что оно будет «орудием мирного труда, прогресса». Когда профессор Ка понял, какие цели преследует Генерал, он пришел к выводу, что «сделал ужасное открытие», которое является «источником страшной разрушительной силы», способной уничтожить все человечество. Автор показывает, что Ка несет ответственность за свое изобретение, ему не жаль потраченных сил и времени, он готов уничтожить результат своего труда, лишь бы оно не причинило вреда окружающим. Ни просьбы, ни уговоры, ни угрозы Генерала не заставили профессора отдать ему камень, он пожертвовал жизнью, так и не согласившись использовать изобретение в военных целях.

Таким образом, человек науки должен осознавать, что от его действий зависит настоящее и будущее, поэтому он должен быть ответственным за свои изобретения и даже идеи, должен руководствоваться благими целями, не используя свои открытия во вред окружающим.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  • От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
  • От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?