«Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло» - Ремарк


Э.М. Ремарк утверждал: «Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло». С данным высказыванием нельзя не согласиться. То, что человек забывает собственное прошлое и прошлое своего народа, действительно является страшным злом, так как люди перестают ценить то, что было сделано их предками, и лишаются собственного и общественного опыта, который мог бы помочь им в дальнейшей жизни. Но то, что человек способен забыть собственную боль, обиды, все негативные эмоции от прошлого, можно назвать и великим благом, так как человек, отпуская негативные моменты из прошлого, готов начать жизнь с чистого листа, готов быть счастливым, несмотря на прошлое.

Доказательства справедливости высказывания Э.М. Ремарка можно найти во многих художественных произведениях отечественной и мировой литературы.


В романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о манкуртах – рабах, которые не помнили своего прошлого в результате страшной пытки надевания на голову шири. В повествовании отмечается: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом». Насильственная потеря памяти обозначала «разрешение разума, вырывание корней того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других». Ч. Айтматов выражает следующую мысль: то, что люди насильно лишались памяти на всю оставшуюся жизнь, было по-настоящему страшным злом, так как человек, лишаясь памяти, лишался умственных способностей и становился похожим на преданную собаку, которая лишь выполняет приказы своего хозяина. То, что жуаньжуаны отнимали у будущих манкуртов «живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний», является подтверждением того, что забвение – страшное зло.

Однако для сына Найман-Аны по имени Жоламан, ставшего манкуртом, лишение памяти стало не только страшным злом, но и великим благом. Что бы было с Жоламаном, если бы он стал рабом жуаньжуанов, все еще помня собственное имя, взгляд матери, шум речки подле горы, имя отца и имя девицы, которая ему стыдливо улыбалась? Он бы не смог вынести свое рабское положение вдали от своего племени, вдали от своих родных и близких. Став манкуртом, лишенным памяти, Жоламан лишился возможных терзаний, которые он бы испытывал, если бы у него осталась память.

Ч. Айтматов показывает, что насильственное лишение Жоламана памяти приносит ему и страшное горе, так как он лишился возможности помнить о своей Родине, о своих родных и близких, но в то же время и великое благо, так как он живет в рабском положении, не тяготясь воспоминаниями, которые приносили бы ему лишь боль.

Таким образом, человек способен забыть все, что дорого сердцу, что является страшным злом, однако в некоторых случаях забвение становится великим благом, так как человек перестает помнить то, что может принести ему огромную душевную боль.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»
  • «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» - В.Г. Белинский
  • «Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее» - В. Шаламов
  • «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека» - Б. Васильев
  • «Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которое мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас» - М. Эпштейн