«Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его» - Чингиз Айтматов
Чингиз Айтматов утверждал следующее: «Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Даже если человек обретает физическую смерть, он может оставаться живым в памяти других людей. Если об умершем человеке знает и помнит хотя бы один, он не умрет, ведь память о нем оживляет его в сознании людей. Каждый человек жив до тех пор, пока о нем помнят его родные и близкие, а также их потомки, которым была передана память о нем. Если человек является историческим лицом, повлиявшим на жизнь народа или целого человечества, он будет жить в сознании людей долгое время, до тех пор, пока хранится память о нем.
Проблема памяти как жизни мертвых поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев рассуждает о памяти. В письме 40 «О памяти» утверждается следующее: «Память противостоит уничтожающей силе времени». С этим нельзя не согласиться, ведь физическая жизнь человека не вечна, она уничтожается временем, а память о человеке помогает ему противостоять времени, с ее помощью человек остается жить даже после физической смерти. Д.С. Лихачев афористично утверждает и другое: «Память – преодоление времени, преодоление смерти». Этим высказыванием автор выражает мысль о том, что, даже если человек умирает, память о нем помогает ему преодолеть время и даже смерть. Если о человеке помнят окружающие люди, даже если это будет один человек, он не умрет.
Проблема памяти как жизни мертвых поднимается также в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия». В финале романа показано, что почти все члены молодежной организации «Молодая гвардия», ведущей подпольную деятельность против немцев в оккупированном городе Краснодоне, отдали свои жизни, перед этим подвергаясь многочисленным пыткам. А.А. Фадеев показывает, что о представителях молодежной организации, которые пожертвовали своими жизнями ради защиты Родины, будут помнить их родные и близкие. На это указывает то, что, когда Красная Армия вернула себе Краснодон, все оставшиеся в живых члены «Молодой гвардии» и родные погибших за Родину ребят пришли к могилам павших молодогвардейцев, где были сооружены памятники, на которых были написаны имена всех погибших членов «Молодой гвардии». А.А. Фадеев показывает, что память о деятельности молодежной организации будет вечной: о подвигах ребят будут помнить их родные и близкие, которые будут передавать память о молодогвардейцах последующим поколениям. Передавать память о членах «Молодой гвардии» будут и сооруженные памятники, на которых написаны имена всех тех, кто погиб за Родину, не желая сдаваться врагу. А.А. Фадеев выражает мысль о том, что молодогвардейцы, несмотря на физическую смерть, будут живы долгое время, до тех пор, пока о них будет помнить хотя бы один человек.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Ч. Айтматов был прав в том, что человек не умирает, пока живет память о нем, ведь память помогает преодолевать смерть.