Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца
Чувство Родины с младенчества входит в сердце каждого человека. Оно приходит с созерцанием растущей травы во дворе, цветущей сирени под окном или снежных сугробов по бокам дорожки, ведущей к калитке. Картины детства — мама на крылечке, бабушка за столом у самовара, отец в саду за работой — навсегда остаются в сознании и на протяжении всей жизни вспоминаются как нечто отрадное. Особенно остро любовь к Родине чувствуют люди, покинувшие ее по каким-то причинам.
Русские писатели и поэты, испытавшие тяжесть разлуки с Родиной, не могли не отразить эти переживания в своем творчестве.
М.Ю. Лермонтов, волею судьбы вынужденный отправляться на Кавказ, с болью покидал Россию. Эта боль очень ощутима в стихотворении «Тучки». Делая акцент на бесстрастности и равнодушии туч, мчащихся с «милого севера в сторону южную», поэт усиливает впечатление страдания изгнанника, обращающегося к тучкам с внутренним монологом. А написанные им в сердцах строки «Прощай, немытая Россия...» всего лишь продиктованы обидой, молодой горячностью и несозревшим пониманием невозможности идеальных политических систем.
В.В. Набоков в юности оставил Россию, и ностальгия стала его трагедией. С какой силой звучит в его стихах мучительная любовь Родине!
«Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
чужбина, где сила твоя?»
Мечта вновь оказаться в Отечестве своем отражается во снах (стихотворение «Расстрел»), воплощение этой мечты было сопряжено с реальной опасностью для жизни, но в сердце зреет готовность заплатить за встречу с Родиной жизнью, им овладевает страстное желание ситуации: « Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг».
Ностальгия в конце концов становится невыносимой для Набокова. Стихотворение «К России» — это обращение к родной стране с горячей просьбой оставить его, не мучить своими «слепыми наплываниями». Чтоб не встречаться с ней во снах, он готов «отказаться от всяческих снов», лишить себя любимых книг, и главное — «променять на любое наречье» самое дорогое для него в изгнании — родной язык. Променял. И написал «Лолиту». Словно поменял сущность свою, потому что русский язык был духовным островом Родины на чужбине.
Отрыв от Родины для человека, не лишенного духовности, всегда болезнен. Это потеря незримой связи с предками, утрата комфортного ощущения привычной культурной среды, утрата милой сердцу родной природы. В таких случаях нередко говорят, что сердце осталось на родине. Действительно, жить без Родины, без любви к ней — все равно, что жить без сердца.