Чему человек может научиться у природы?


Жизнь человека имеет много общего с жизнью природы, поскольку человек – это часть природы. То, как стойко природные явления переживают трудности, преодолевают препятствия и продолжают радоваться жизни, должно научить людей стойкости, упорству, жизнелюбию и другим положительным качествам, которые помогут выстоять даже в самых трудных ситуациях.

О том, чему человек может научиться у природы, рассуждали многие отечественные писатели и поэты в своих художественных произведениях.


В названии стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» уже выражена авторская мысль о том, что человеку есть чему учиться у различных явлений природы. Говоря о деревьях, которые, несмотря на зиму-«жестокую пору», на хватающий их за сердце «холод лютый», на «сердито рвущую последние листы» злую метель, «стоят, молчат», поэт дает читателям совет учиться у дуба и березы: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». Автор говорит о том, что человек должен учиться у природы стойкости, выносливости и непоколебимости. Человек, как призывает А.А. Фет, должен терпеть трудности, выдерживать и преодолевать их, как это делают дуб и береза. Показывая, что деревья терпят жестокости зимы, потому что знают, что после «промчится гений» весны и они опять будут дышать «теплом и жизнию», поэт указывает на важные жизненные истины, которые должен знать любой человек: все препятствия рано или поздно будут преодолены, любые неудачи будут сменены удачами. А.А. Фет выражает мысль о том, что человек должен учиться у природы вере в лучшее.

О том, чему человек может научиться у природы, рассуждал и М.М. Пришвин в рассказе «Лесной ручей». Наблюдения рассказчика за тем, как вода в ручье постоянно встречает все новые и новые преграды, заставляют его сравнить ручей с человеком и поразмышлять над его существованием. То, что воде «ничего не делается» от встреченных на своем пути препятствий, то, что ручей отовсюду находит выход, должно, по мнению автора, побудить человека, на протяжении всей жизни встречающегося с трудностями на своем пути, всегда, даже в самых сложных ситуациях, не падать духом, не опускать руки, а искать выход, борясь за собственное существование. В рассказе показано, что природа учит рассказчика тому, что препятствия – это неотъемлемая часть человеческого существования, что они «делают жизнь», поэтому к ним нужно относиться спокойно, как это делает вода в ручье. М.М. Пришвин выражает мысль о том, что у ручья, который уверен в том, что ему не помешает даже Эльбрус и он, несмотря ни на что, рано или поздно, но дойдет до «свободной воды», человек должен учиться спокойствию и уверенности, вере в лучшее и стойкости. То, что ручей непрерывно ищет выход и не терзается препятствиями на своем пути, подчеркивает его жизнелюбие, которому должен учиться человек.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек может научиться у природы преодолению препятствий, стойкости, выносливости, вере в лучшее, уверенности, спокойствию и жизнелюбию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  • Человек – хозяин природы или её часть?
  • Способна ли природа воспитывать человека?
  • Может ли общение с природой обогатить человека?