Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?


Авторы художественных произведений поднимают различные проблемы, заставляя читателей задумываться над определенными вопросами. Когда писатель четко выражает свое мнение, читатель может полностью согласиться с ним, согласиться частично или не согласиться вовсе. Если в произведении нет ярко и конкретно выраженной авторской позиции, читатель может создать индивидуальное мнение. Невозможно читать и ни о чем не думать, сюжетные перипетии, поступки персонажей, их рассуждения и переживания наталкивают на определенные выводы. Анализируя художественное произведение, читатель учится понимать самого себя и весь окружающий мир.

На то, что чтение учит думать, указывают многие художественные произведения отечественных писателей.


В центре рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» находится поступок крестьянина Дениса Григорьева, который открутил гайку с железнодорожных путей. Несмотря на то что герой не имел никакого злого умысла и им руководило желание хоть как-то обеспечить свое бедное существование, он совершил преступление. Из-за поступка Дениса Григорьева поезд мог сойти с рельс, из-за чего пострадали бы многие люди. Рассказ заставляет поразмышлять над тем, что нередко люди обвиняют в общественных несчастьях и трагедиях окружающих людей, не задумываясь о том, что они сами совершают поступки, приносящие вред другим людям. То, что Денис Григорьев своим поступком подверг опасности жизни окружающих людей, и то, что после этого он даже не осознал свою вину, помогает понять, что любое свое действие человек должен обдумывать, осознавая последствия, что всегда нужно анализировать свои поступки и уметь признавать ошибки. Рассказ А.П. Чехова построен так, что нельзя сказать, кто – следователь или крестьянин – виновен, а кто – нет. Это заставляет задуматься над тем, что любую жизненную ситуацию нужно рассматривать со всех сторон, не делая поспешных выводов.

О многом заставляет задуматься и рассказ Л.Н. Андреева «Кусака». То, что собака Кусака стала вести себя агрессивно по отношению к людям после того, как ее ударил пьяный мужчина, говорит о том, что именно человеческая жестокость становится причиной агрессии у животных. То, что поведение Кусаки изменилось к лучшему, когда она почувствовала ласку, заботу и любовь по отношению к себе, указывает на то, что отношение животного к человеку зависит от отношения человека к животному. То, что Кусака после жизни в доме семьи Лели вновь оказывается на улице, потому что герои не захотели брать ее домой, желая купить породистую собаку, заставляет задуматься над тем, что бездомными животные становятся по вине человека. Об этом нужно знать, а не сетовать на то, что на улицах появляются агрессивные бездомные животные. Жалость, которую испытывают читатели по отношению к Кусаке, которую предали те, кому она успела довериться, помогает в выражении следующей мысли: нужно заботиться о «братьях наших меньших» и быть, как сказал Экзюпери, «в ответе за тех, кого приручили».

Таким образом, чтение действительно учит человека думать, поскольку человек, анализируя поступки, характеры и мировоззрения персонажей, задумывается над многими важными и актуальными проблемами, формируя собственное мнение относительно того или иного вопроса.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
  • Человек и «братья наши меньшие» в литературе
  • Почему литературу часто называют «человековедением»?
  • Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?