Чувство вины — это хорошо или плохо?


Нужно ли испытывать чувство вины? С одной стороны, безусловно. Человек, который не способен признать себя виновным – окончательный преступник. Но, с другой стороны, если чувство вины имеет затяжной характер, оно несет разрушительную силу и еще больше портит человека.

Примеры разрушительного воздействия чувства вины представлены на страницах художественных произведений.

В произведении К.Г. Паустовского, рассказе «Телеграмма», автор показывает пример чувства вины. Главная героиня Настя устроила карьеру искусствоведа в Ленинграде и перестала навещать старенькую больную мать. Каждый день Катерина Петровна ожидает от дочери хотя бы строчку, но у той постоянные дела.

В глубине души, однако, дочь понимает, что делает неправильно, очевидно, что она постоянно ощущает подспудное чувство вины: то письмо матери давит на нее каким-то укором, то Гоголь с картины странно щурит глаза. Тем не менее, это неприятно щемящее чувство не дает никакого положительного результата: героиня так и не выбрала время повидать мать перед ее кончиной.

Далее мать умирает, ее хоронят посторонние люди. Героиня прибыла лишь на второй день после похорон: как воровка, юркнула в родительский дом и также скрытно отбыла обратно в город. В первую очередь, ее волновали сплетни, поскольку осознавала, что, по сути, она предала мать, и люди будут это обсуждать в подробностях.


Настя ощущала чувство вины, но оно не принесло ей пользы. Оно лишь давило бесполезным грузом, мешало работать и жить. Помимо этого, ей необходимы были конкретные действия, но именно на них у героини не хватило ни сил, ни решимости.

Похожим настроением пропитан рассказ Ю.П. Казакова «Запах хлеба». Главная героиня Дуся получила телеграмму из деревни 1 января: сестра пишет, что умерла их мать и зовет Дусю на похороны. Уезжать из благоустроенной теплой квартиры, трястись в промерзлом транспорте, идти пешком по заметенной дороге до деревни - все это, на взгляд героини, было слишком высокой ценой, чтобы повидать напоследок умершую мать. Она не была там «лет пятнадцать», «барахло, какое есть, родня растащила небось» – в общем, ехать было совершенно незачем.

Лишь потом, через полгода, она выбирается в родную деревню и посещает материнский дом. Запах хлебной закваски в старом родном доме отрезвляет ее от городской жизни: она вспоминает детство, еще не старую мать, ее ласковый голос. Дуся начинает ощущать давящее чувство вины, но оно уже бесполезно.

При посещении могилы матери дочь впадает в исступление: она осознает свою вину в полной мере. Но это уже не поможет, мать мертва, и героине ничего больше не остается, как вернуться обратно в город.

Таким образом, постоянное чувство вины, в большинстве случаев, явление бесполезное. Сопровождая человека, оно отравляет ему жизнь, не дает развиваться дальше. Вина ложится камнем, человек ощущает застой во всех сферах жизни. Не подкрепленное действиями, способствующими решению проблемы, чувство вины оказывает деструктивное, разрушающее воздействие.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
  • Раскаяние в жизни человека
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского: «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Свобода и ответственность в жизни человека