Есть ли место гуманизму на войне?


Гуманизм – любовь к ближнему, проявление сострадания и участия. Об этих нравственных устоях говорилось еще в библейских заповедях. Война стирает рамки, нарушает все границы дозволенного. Можно ли остаться человеком в жестоких и страшных условиях, когда люди убивают друг друга, забывая обо всем в пылу сражения?

Да, война - тяжелое испытание, которое выворачивает душу наизнанку, заставляет проявить все скрытые качества, плохие или хорошие. Но даже в таких безжалостных условиях солдаты проявляют человечность. Бойцы на себе выносят раненых, подставляют плечо в трудную минуту, делятся последним куском хлеба. Особенно проникновенно их участие к детям, терпящим лишения и тяготы военного времени. Но показательнее всего отношение к пленным. Вот по нему и можно судить о гуманизме во время войны.

Противник на поле боя - это враг, которого необходимо уничтожить. Но все меняется, когда он становится пленным. Не смотря на ненависть и желание отомстить, солдаты проявляют участие и даже заботу к тем, кто попал в плен. Об этом мы можем прочитать во многих произведениях советских писателей.

Возьмем, к примеру, повесть Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка». Ее тема - неоднозначное отношение к безоружному врагу. Автор рисует ситуацию, в которой солдат, пытаясь отомстить за сожженных в церкви односельчан, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, открывает огонь по пленным. Причина, по которой он так поступает, понятна, но все же окружающие не поддерживают его: нельзя вести себя так же, как немецкие захватчики. Ведь тогда чем мы лучше них, карателей?


Лейтенант Костяев, даже не раздумывая, заслоняет собой пленного солдата. В это время остальные стараются обезоружить стрелявшего. Вот он настоящий гуманизм, истинное участие во всей силе и полноте.

Верен своей клятве и военный врач. Он не смотрит, кто перед ним, оказывает помощь и своим, и пленным.

Показателен в этом отношении и эпизод из повести «Расплата» Владимира Тендрякова. В немецком госпитале разгорелся пожар. За ним с ужасом следили и советские солдаты, и фашисты. Переживал каждый. Заклятых врагов соединило общее чувство боли. На глазах солдат происходила трагедия: в огне гибли люди. В такой ситуации было совершенно не важно, свои или чужие.

Один из немцев, не выдержав, бросился к полыхающему сооружению. Татарин пустился следом, намереваясь остановить. Госпиталь рухнул, навсегда погребя под своими руинами двух солдат, принадлежавших к разным станам. Советский солдат пытался спасти немецкого оккупанта и погиб, но никто его за это не осудил. В сложившейся ситуации многие поотпили бы, как татарин. Да, беда коснулась врагов, но ведь в таком же положении могли оказаться и русские. На войне никто не даст гарантии, что завтра такого не произойдет и с твоими товарищами, что тебе придется на собственной шкуре испытать, какого это?!

Война - трудное испытание. Оно калечит человека не только физически, но и морально, опустошает душу, делая ее холодной и невосприимчивой. Но даже в такие моменты есть место состраданию. Все зависит только от человека и его нравственных качеств.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • В чём сила фронтовой дружбы?
  • Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети?
  • Этот день изменил судьбу России…
  • Можно ли считать, что перемены всегда к лучшему?