Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?


Эгоистичный человек думает лишь о том, как обрести благо для самого себя, часто он «идет по головам», принося другим людям страдания. Но, как бы такой человек не старался стать счастливым, ему это не удастся, поскольку истинное счастье заключено в любви к ближним, а не в исключительной любви к самому себе.

О том, что эгоистичные люди не могут быть счастливыми, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлен по-настоящему эгоистичный человек, который делает все возможное, чтобы получить высокое положение в обществе. Молчалин не думает о чувствах окружающих людей, он пользуется ими ради достижения собственных корыстных целей. Молчалин притворяется влюбленным в Софью, чтобы стать членом влиятельного семейства Фамусовых. Исполняя отцовский наказ, герой угождает не только «хозяину» и «начальнику», но и «слуге его, который чистит платья, // швейцару, дворнику» и даже «собаке дворника». Можно задуматься над следующим вопросом: был ли по-настоящему счастлив Молчалин? Нет, поскольку ему всегда приходилось притворяться и лицемерить, он не мог демонстрировать свои чувства к служанке Лизе, в которую был влюблен, он не был честен даже с самим собой. Зацикливаясь на собственном благе, Молчалин причинял страдания другим людям, из-за чего он не мог быть счастливым и сам. Даже если бы герою удалось добиться брака с Софьей, которую он «любил» «по должности», и он бы стал известным и влиятельным человеком, он не смог бы обрести истинное счастье, поскольку в его жизни не было ни капли искренности.

Над тем, что эгоистичные люди не могут обрести истинное счастье, заставляет задуматься и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Нравственным двойником» Родиона Раскольникова был Аркадий Иванович Свидригайлов, у которого реальная жизнь совпадала с теорией главного героя. Автор показывает, что ради своих эгоистичных целей Свидригайлов был готов идти по головам окружающих людей. Из-за его действий совершили самоубийство его слуга и четырнадцатилетняя глухонемая девочка, честь работавшей у него Дуни Раскольниковой оказалась опороченной, герой даже был причастен к смерти своей жены Марфы Петровны. В повествовании раскрывается жизненная позиция Свидригайлова, который считал, что «единичное злодейство» можно совершать, если оно способно принести «сто добрых дел». Но Ф.М. Достоевский показывает, что Аркадий Иванович, все свои действия направляя на личное благо, так и не смог стать счастливым человеком. Самоубийство, которое совершил Свидригайлов ближе к финалу романа, выражает авторскую позицию: эгоизм не может помочь человеку обрести удовлетворение от жизни, наоборот, он делает жизнь несчастной. И то, что герой совершает добрые поступки перед совершением самоубийства, говорит о том, что Свидригайлов осознал эту истину.

Таким образом, связи между счастьем и эгоизмом не наблюдается, наоборот, эгоистичный человек никогда не сможет обрести истинного счастья, которое связано с любовью к ближнему.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Согласны ли Вы с утверждением Горького: «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  • Только ли добрые дела не подлежат забвению?
  • Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
  • Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «Для меня не существует авторитетов»?