«Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт» - Е.А. Евтушенко


Е.А. Евтушенко утверждал следующее: «Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Действительно учит и заставляет задуматься о многих явлениях собственный жизненный опыт, когда человек лично сталкивается с различными испытаниями и трудностями. Человек может слушать советы от окружающих людей, может стать свидетелем того, как другой человек совершил какую-либо ошибку, и это преподаст человеку определенные уроки, однако более поучительными являются собственные ошибки, которые человек запомнит на всю жизнь для того, чтобы больше их не совершать.

О том, что становление личности человека происходит благодаря его жизненному опыту, размышляли многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показано, что Андрей Болконский смог найти собственное «я» путем проб и ошибок. Тяготясь пустой жизнью в рамках светского общества, князь Андрей отправился воевать, искренне считая, что именно на войне можно жить полноценной жизнью. Находясь на войне, Андрей Болконский думал о славе, ставил себе в пример личность Наполеона и мечтал найти «свой Тулон». Однако спустя время князь Андрей понимает, что он ошибался: лежа с ранением и смотря на небо Аустерлица, он понимает, что война – это ужасное явление, которое не может делать человека счастливым. Теперь князь Андрей по-другому смотрит на личность Наполеона и на желание прославиться, война перестает казаться ему вариантом жить настоящей жизнью. К таким истинам Андрея Болконского подталкивает личный опыт, к ним он смог бы прийти только самостоятельно. Ошибаясь, разочаровываясь в том, что раньше он считал идеалом жизни, делая многочисленные попытки найти себя и свое предназначением, князь Андрей в итоге находит собственное «я».

О том, что становление личности человека происходит благодаря его жизненному опыту, размышляет и В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Мальчик Витька совершает безнравственный поступок: боясь показать себя трусом перед Левонтьевскими ребятами, он обманывает бабушку, когда отдает ей туесок, вместо ягоды наполненный травой, и ворует калач. После содеянного Витька не может уснуть, он думает о том, что совершил неправильный поступок. Мальчик даже называет себя преступником. Скорее всего, о том, что воровать и обманывать – плохо, Витьке рассказывали бабушка и дедушка, которыми он воспитывался, однако к полному осознанию этой истины Витька приходит с помощью личного опыта. Сделанная ошибка преподносит Витьке важные для становлении его личности уроки. Оказавшись в будущем в подобной ситуации, Витька, вспомнив те угрызения совести, которые он испытывал, подумает о том, как поступить лучше.

Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить, что собственный жизненный опыт, когда человек, совершая ошибки, приходит к определенным истинам, намного поучительнее чужих ошибок и советов, именно личный опыт способствует становлению личности человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Большое преимущество получает тот, кто достаточно рано сделал ошибки, на которых можно учиться» - Черчилль
  • «Общественное мнение правит людьми» - Б. Паскаль
  • «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» - Горький
  • «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у вас есть теперь» - Л.Н. Толстой