Говорит ли умение прощать об отсутствии гордости?


Умение прощать и человеческая гордость никак не связаны между собой. Есть люди, для которых характерно чувство собственного достоинства, и они умеют прощать людей, причинивших им вред. Есть также люди, которых по праву можно назвать гордецами, и они не умеют прощать других людей. Умение прощать не говорит ни о наличии гордости, ни о ее отсутствии, потому что эти понятия имеют разные проявления. Гордые люди всегда являются сильными людьми, которые способны защитить честь и достоинство. А умение прощать – это признак сильных, а не слабых людей.

О том, что способность к прощению не говорит об отсутствии гордости, говорили многие писатели. Они ставили в центр своих произведений персонажей, которые обладали чувством собственного достоинства, и часто они прощали других людей.


В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показана сильная личность, не похожая на всех остальных. Татьяна Ларина – авторский идеал. Она имеет силу духа и смелость. Татьяна, влюбившись в Евгения Онегина, не боится признаться ему в чувствах. Онегин не отвечает на чувства Татьяны и даже поучает ее, как маленькую девочку. Однако это нисколько не обижает Татьяну Ларину, она не держит на Онегина зла. Девушка сразу же его прощает. И то, что Татьяна простила Онегина, не говорит о том, что у нее нет чувства собственного достоинства. В финальной сцене читатель убеждается в том, что Татьяна обладает гордостью. Замужняя героиня отказывает Онегину, что говорит о ее чести и достоинстве. То, что Татьяна Ларина простила своего возлюбленного, говорит о том, что она сильна, а не слаба. О гордости же говорит то, что Татьяна Ларина оставалась самой собой, несмотря на свою непохожесть на других девушек из светского общества. Соединение в Татьяне и гордости, и умения прощать говорит о том, что умение прощать не обозначает отсутствие у человека гордости.

Эту же мысль подтверждает поступок главного героя романа А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Андреевич Дубровский – гордый человек. То, что совершает Троекуров относительно отца Владимира и его имения, глубоко задевает душу главного героя. Он не хочет мириться со всеми злодеяниями, причиненными его семейству. Дубровский встает на путь мести, чтобы показать окружающим, что он готов бороться с несправедливостями общества. Однако после того как Владимир влюбляется в Машу Троекурову, центральный персонаж отказывается от мести Кириле Петровичу. Он прощает его, хотя простить Троекурова за то, что тот сделал, очень сложно. Прощение не говорит о том, что Владимир Дубровский потерял чувство собственного достоинства. Оно никуда не делось, о чем говорит последняя глава романа, в которой показано, что Дубровский принимает решение Маши и уезжает за границу. Получается, что Владимир соединяет в себе и гордость, и способность к прощению.

Таким образом, есть множество примеров, когда люди, обладающие гордостью, прощают других людей. И способность прощать не говорит о человеческой слабости, наоборот, только сильный человек способен на прощение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Гордость и смирение»
  • «Смирение» - рабская покорность или внутренняя сила
  • В чем проявляется самоуважение?
  • Всегда ли нужно демонстрировать гордость?
  • «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству» - Л. Толстой