«Хочется быть самим собой, но совесть не позволяет» - Б. Крутиер


Борис Юзефович Крутиер утверждал следующее: «Хочется быть самим собой, но совесть не позволяет». С данным высказыванием можно не согласиться. Если человек безнравственен, то он не будет задумываться о совести, он будет делать все, что захочет, не испытывая вины. Такой человек будет самим собой, не обращая внимание на совесть, которая либо угасла, либо вовсе исчезла. Тот же человек, которому совершать какие-то поступки не позволяет совесть, также является самим собой; в этом случае быть самим собой – значит, прислушиваться к совести и совершать только нравственные поступки, даже если в мыслях появляются безнравственные идеи.

Опровергнуть справедливость высказывания Б.Ю. Крутиера можно с помощью многих художественных произведений отечественных писателей.


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется образу Лужина. Это безнравственный человек, который живет в соответствии с собственной «теорией целого кафтана», которая гласит о том, что каждый человек должен думать лишь о собственном существовании. Лужин совершает аморальные поступки, совершенно не задумываясь о чувствах других людей. Ради достижения собственных целей он готов пойти по головам. Лужин не пытается казаться злее, чем он есть на самом деле, он представлен как настоящий человек, который является тем, кем себя и показывает. Лужин такой, какой он на самом деле. И его поступки говорят о том, что никакой совести у Лужина и нет. Ему никогда не бывает стыдно за свои слова или поведение, он живет так, как ему хочется жить. Лужин хочет быть самим собой и действительно живет так, никакая совесть ему не мешает быть тем, кем он является на самом деле.

Опровергнуть справедливость высказывания Б.Ю. Крутиера можно также с помощью рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Нельзя сказать о том, что поступок мальчика Витьки, который съел всю землянику, обманув бабушку, дав ей полный травы туесок, и украл у бабушки калач, – попытка быть самим собой. Автор рассказа показывает, что эти безнравственные поступки Витька совершает под влиянием Левонтьевских ребят, перед которыми мальчик не хотел опозориться. Витька не может не думать о том, что он сделал, всю ночь его терзают угрызения совести, он называет себя настоящим преступником. В.П. Астафьев показывает, что совестливый человек, способный признать свои ошибки, – это и есть настоящий Витька. Совесть не мешает Витьке быть самим собой, наоборот, она помогает ему быть самим собой. Левонтьевские же ребята тоже были собою, однако их никогда не грызли муки совести. Это вновь подчеркивает мысль о том, что совесть никак не связана с возможностью быть самим собой.

Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить, что совесть не может мешать человеку быть самим собой, так как совестливый человек, не позволяющий себе совершить безнравственный поступок или корящий себя за совершение безнравственного поступка, является самим собой, иначе он бы спокойно совершал аморальные поступки, не задумываясь о совести, как это делают безнравственные люди, которые также являются собой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Разговор с собой»
  • «Чтобы быть собой, нужно быть кем-то» - С. Ежи Лец
  • «Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть» - А. Маслоу
  • «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой» - Мигель де Унамуно
  • «Личностью является тот, кто испытывает потребность быть самим собой» - Лууле Виилма