Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?


Великий писатель Л.Н. Толстой называл искусство «одним из средств различения доброго от злого». Что же это может значить? С помощью созданных произведений искусства творцы выражают собственное и общепринятое понимание добра и зла. Люди, воспринимающие произведения искусства, на конкретных примерах видят, что такое добро и что такое зло. Пользуясь преподанными искусством уроками, люди начинают различать добро и зло в реальной действительности.

Над тем, что с помощью искусства формируются и развиваются представления о добре и зле, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных и зарубежных писателей.


Данная мысль хорошо раскрывается на примере отца художника Б., героя повести Н.В. Гоголя «Портрет». Благодаря тому, что художник умел создавать на лицах «то высокое выраженье, до которого не могли докопаться блестящие таланты», ему удалось добиться расположения окружающих людей. То, что отцу художника Б. «давали беспрестанно заказы в церкви, и работа у него не переводилась», говорит о том, что творчество героя высоко ценилось в церкви. Но совершенно по-другому в церкви отнеслись к созданному отцом художника Б. портрету ростовщика, отвергнув картину из-за того, что «нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах». Избавившись от портрета ростовщика, отец художника Б. осознал, что столкнулся с истинным злом, что его кисть стала «дьявольским оружием». Очистив свою душу трудом и жертвами, отец художника Б. создал настоящее произведение искусства. «Пораженный необыкновенной святостью фигур», церковный настоятель дал новой работе героя следующую оценку: «святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». Так, смотря на прежние работы отца художника Б., на портрет ростовщика и на его последнее произведение, окружающие героя люди осознавали, в чем заключаются различия между добром и злом.

Подтверждение того, что искусство является «одним из средств различения доброго от злого», можно найти и в рассказе Р. Брэдбери «Улыбка». Если остальные люди, стоящие в очереди, стремятся плюнуть на картину «Мона Лиза», то мальчик Том увидел «таинственно-печальный» взгляд, из-за чего он «чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Читатель задумывается над тем, что Том, увидев красоту картины, стал на путь осознания того, что его окружают злые люди, поскольку уничтожать поистине прекрасные произведения искусства могут только злые люди. Р. Брэдбери показывает, что искусство помогает мальчику Тому распознать зло. Кроме того, мысль Л.Н. Толстого подтверждается тем, что рассказ «Улыбка» дает читателям возможность на примере того, как к искусству относятся Том и другие люди, увидеть, где находится добро, а где – зло.

Таким образом, искусство действительно является «средством различения доброго от злого», поскольку сюжеты произведений искусства демонстрируют добрые и злые поступки, помогая людям различать их и в реальной жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?
  • В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
  • Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
  • Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?