К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?


Стремление возвыситься над окружающими людьми заставляет совершать безнравственные поступки, за которые человек рано или поздно будет нести наказание. Такое стремление никогда не сможет принести человеку счастье и гармонию с собой.

О том, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается образ «гнусного злодея» Алексея Швабрина. Когда начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Швабрин переходит на сторону пугачевцев, несмотря на то что он, служивший дворянин, давал присягу императрице. Петр Гринев, среди мятежников увидев «обстриженного в кружок и в казацком кафтане» Швабрина, понял, что тот предал офицерскую честь. Читатель понимает, что переход Швабрина на сторону восставших против власти связан не только с желанием сохранить жизнь, но и со стремлением получить в свои руки власть. Показная исполнительность Швабрина, его усердность и преданность Пугачеву помогают ему стать начальником Белогорской крепости, в которой он раньше служил. Получив власть над всей крепостью, Швабрин пытается возвыситься над окружающими людьми. Так, Швабрин берет в плен отказавшую ему в браке Машу Миронову, морит ее голодом для того, чтобы она согласилась стать его женой. Такое использование власти в собственных корыстных целях не приносит Швабрину никакой пользы. Когда крестьянское восстание было подавлено, героя как приближенного Емельяна Пугачева арестовали за измену Родине. Стремление возвыситься над окружающими сыграло злую шутку со Швабриным, в дальнейшей судьбе которого, вероятнее всего, не было ничего хорошего, поскольку его либо казнили, либо отправили в пожизненную ссылку.

Проблема стремления возвыситься над другими людьми находит отражение и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В основе произведения лежит теория главного героя, согласно которой люди делятся на «тварей дрожащих», выступающих в качестве «строительного материала», и «право имеющих». Родион Раскольников решает проверить свою теорию в реальной жизни, чтобы убедиться в том, что он является «особенным человеком», который имеет право «перешагнуть» через любые препятствия и «не остановиться перед кровью» ради достижения всеобщего блага. Уже позже Раскольников признается в том, что он, убив старуху-процентщицу «по примеру авторитета», хотел «Наполеоном сделаться». Ф.М. Достоевский показывает, что Раскольников хотел, согласно его теории, стать «особенным человеком», показав собственное превосходство над большинством людей. Но к чему же приводит это стремление? Раскольников тяготится появившимися мыслями и переживаниями, вскоре приходя к выводу о несостоятельности собственной теории, которую долгое время вынашивал. Стремление «Наполеоном» не приносит Раскольникову никакого удовлетворения от жизни, встает на путь истинный он только тогда, когда чувствует близость с каторжниками, не противопоставляя им себя.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека к несчастью, к расплате за совершенные злодеяния.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Чем можно и нужно гордиться?
  • Почему гордые люди часто бывают одинокими?
  • Должен ли человек смирять свою гордость?
  • Как победить в себе гордыню?