Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?


Многие отечественные и зарубежные писатели и поэты помещают пейзажи, которые помогают понять характер и состояние героев их художественных произведений. Через описания солнечной, теплой погоды и тому подобного подчеркиваются положительные качества героя, его гармония с окружающим миром и с самим собой. Через описания ветреной, дождливой погоды и тому подобного демонстрируются отрицательные качества персонажа, его конфликты с окружающим миром или с самим собой. Так реализуется прием психологического параллелизма.

Приведем в пример несколько художественных произведений, в которых присутствуют пейзажные страницы, помогающие понять характер и состояние человека.


В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» дважды описывается один и тот же дуб, однако эти описания противоположны друг другу. Автор показывает, что характеристики зависят от эмоционального состояния, в котором находится наблюдавший за дубом Андрей Болконский. Когда персонаж едет в имение Отрадное, он называет дуб «старым, сердитым и презрительным уродом», замечая исключительно его «старые болячки», «корявые», «огромные», «неуклюже, несимметрично растопыренные» ветви и обломанные сучья. Князю Андрею кажется, что дуб всем своим видом говорит о том, что смысл жизни потерян навсегда. Л.Н. Толстой показывает, что такое исключительно негативное восприятие дуба обусловлено разочарованием Андрея Болконского в войне, на которую он ранее принял самостоятельное решение пойти, в Наполеоне, в славе, в «своем Тулоне». Потеряв смысл жизни, князь Андрей замечал в окружающем его мире только отрицательные моменты. Совершенно другое восприятие дуба наблюдается тогда, когда Андрей Болконский возвращается из имения Отрадное. Теперь дуб «преображенный», в нем нет ни прежних «болячек», ни «старого горя и недоверия». Герой обращает внимание на «сочные, молодые листья» дуба, который «раскинулся шатром сочной, темной зелени». Автор показывает: услышав мысли Наташи Ростовой, любовавшейся ночной природой, Андрей Болконский вновь обрел смысл жизни, что позволило ему замечать не только отрицательные, но и положительные стороны жизни.

Пейзажные страницы, помогающие понять характер и состояние человека, наблюдаются и в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». Описывая дождливую погоду, автор обращает читательское внимание на то, что люди боятся Бирюка, потому что он никому не дает спуску, ответственно относясь к своей работе. В данном случае пейзаж выполняет функцию демонстрации отношения людей к Бирюку: герой является своеобразной грозой леса, окружающие боятся его, как непогоды. Помещая героев в дождливую погоду, когда рассказчику была необходима крыша над головой, автор демонстрирует доброту и милосердие лесника, который отводит рассказчика к себе в избу, чтобы он и его лошадь переждали дождь в сухом месте. С этой точки зрения пейзаж выполняет функцию отражения внутренних качеств человека. Также дождливая погода помогает в раскрытии эмоционального состояния целого класса крестьянства, олицетворенного в произведении как образом Бирюка, так и образом мужика-вора. Автор подчеркивает те трудности, с которыми приходилось сталкиваться крестьянам.

Таким образом, художники слова нередко используют прием синтаксического параллелизма, при котором явления природы равнозначны внутренним переживания человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Человек и «братья наши меньшие» в литературе
  • Почему литературу часто называют «человековедением»?
  • Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
  • Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?