Как победить в себе гордыню?


Горделивый человек нередко не видит в своих поступках ничего плохого, поэтому ему на помощь могут прийти окружающие люди, которые могут донести до него мысль о необходимости избавиться от гордыни ради своего блага. Иногда бывает и так, что гордыню люди побеждают благодаря самостоятельному анализу собственных поступков.

О том, как победить в себе гордыню, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что Родион Раскольников стремится проверить свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих» для того, чтобы убедиться в том, что он является «особенным человеком», который может «перешагнуть» через любые препятствия, включая и жизни «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для всеобщего благополучия. О гордыне Раскольникова говорит его желание «Наполеоном сделаться», о которым он позже говорил сам. Признавшись Сонечке Мармеладовой в совершенном убийстве, Раскольников слышит от нее следующие речи: никто не имеет права решать, кто достоит и кто не достоин жизни. Ф.М. Достоевский, демонстрируя, что главный герой признается в убийстве следователю только после разговора с Соней, показывает, что ее речи подсознательно заставили Раскольникова задуматься о несостоятельности своей теории. Уже на каторге, долгое время не видевшись с Сонечкой Мармеладовой из-за ее болезни, Раскольников начинает с пониманием относиться к услышанным тогда словам. Осознав любовь к нравственно чистой Сонечке, Раскольников по-другому посмотрел на тех, кто окружал его: теперь он мог сам заговорить с каторжниками, которых раньше считал своими врагами, а те «отвечали ласково». Автор показывает, что Раскольников больше не хотел возвыситься над окружающими, он принял то, что равен другим людям. Библия, которую герой просит у Сони самостоятельно, помогает ему встать на истинный путь, в котором не будет места гордыни и эгоизма.

Над тем, как победить в себе гордыню, заставляет задуматься и роман А.С. Пушкина «Дубровский». Автор показывает, что ссора между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским развивается из-за излишней гордости обоих. Конфликт разрастается, когда Троекуров, желая показать собственное превосходство, пользуется своим положением в обществе и богатством, чтобы отнять у бывшего друга имение. Но, когда Троекуров узнает о болезненном состоянии Дубровского, он понимает, что зашел слишком далеко. В повествовании говорится о том, что, когда Троекуров понял, что «желание мести завлекло его слишком далеко», «совесть его роптала», а «победа не радовала его сердце». Автор показывает: вспомнив, что судебные тяжбы он ведет со «старым товарищем его молодости», осознав, что все эти разбирательства принесли Дубровскому настоящий вред, Троекуров «решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние». Так, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что победить в себе гордыню Троекурову помогло осознание безнравственности своего поступка.

Таким образом, победить гордыню человеку помогает самоанализ и понимание истин, произнесенных другими людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Чем можно и нужно гордиться?
  • Почему гордые люди часто бывают одинокими?
  • К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  • Должен ли человек смирять свою гордость?