Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?


Совесть можно назвать нравственным ограничителем. Заставляя задумываться над возможными последствиями того или иного выбора, совесть побуждает человека на совершение хороших поступков. Когда человек находится перед нравственным выбором, выбрать правильный путь ему помогает именно совесть, которая мешает человеку совершать поступки, противоречащие морали и нравственности.

Над тем, как совесть помогает совершать выбор между добром и злом, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей.


В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показаны два персонажа, находящиеся перед одинаковым выбором. Когда начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, перед нравственным выбором оказываются дворяне: они могли или перейти на сторону восставших, сохранив себе жизнь, или остаться верными данной присяге, рискуя собственной жизнью. Алексея Швабрина нельзя назвать совестливым человеком, он нисколько не задумывается над тем, что своим поступком предает Родину. Не задумываясь, он переходит на сторону пугачевцев, чтобы не только сохранить жизнь, но и получить выгоду от полученной власти. Совестливым человеком является Петр Гринев, которого ни одно внешнее обстоятельство не заставляет перейти на сторону восставших. Быть частью восстания для главного героя означало предательство Родины. Совесть не позволяла Петру Гриневу предавать Отечество и идти против собственных принципов. Ни личное знакомство с Емельяном Пугачевым, ни его предложение пожаловать «и в фельдмаршалы и в князья», ни возможность смерти не пугают Петра Гринева. Обращаясь к предводителю восстания, герой утверждал, что не может служить ему, так как он, «природный дворянин», «присягал государыне императрице». А.С. Пушкин показывает, что совесть помогла Петру Гриневу между добром и злом сделать выбор в пользу добра.

О помощи совести в том, чтобы определиться в выборе между добром и злом, рассуждал и В.В. Быков в повести «Сотников». В одинаковых условиях находятся два персонажа: Сотников и Рыбак. Когда они оказываются в плену у полицаев, перед ними стоит выбор: подчиниться приказам врагов, сохранив себе жизнь, или остаться верными Родине, пожертвовав своей жизнью. Сотникову совершить предательство не позволяет совесть, он не смог бы жить спокойно, находясь на вражеской стороне, для него предательство хуже смерти, поэтому он с достоинство встречает последнюю. Рыбак же слушает голос совести только после того, как принимает решение перейти на сторону полицаев. Желание сохранить жизнь заглушило разум Рыбака, он совершил безнравственный поступок, не задумываясь о последствиях.

Таким образом, совесть помогает человеку сделать выбор в пользу добра, а не зла, поскольку совесть заставляет задуматься над возможными последствиями обоих выборов и прийти к выводу о том, что поступать нужно согласно морали.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Согласны ли Вы с Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
  • Верно ли, что добро всегда сильнее зла?