Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?


Талант – божий дар, способность видеть прекрасное и творить, запечатляя образ в музыкальной композиции, на полотне или в художественном слове. Правда, не всегда талант связан с искусством. Известны такие случаи, когда творцы создают свои произведения ради выгоды и материального достатка. Тогда уже нет возможности говорить об одухотворенном и прекрасном, это скорее ремесло, творчество ради достатка, оно лишено духовности и внутренней красоты.

Зачастую люди целенаправленно используют творчество и талант в корытных целях. Таких примеров множество и в жизни, и в литературе. Возьмем художника Чарткова из петербургской повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Молодой человек беден, но наделен талантом. Ему пророчат великий творческий путь. Но есть одна черта в характере юноши, которая и становится роковой, - нетерпеливость и желание поскорее разбогатеть.


Однажды Чартков совершает выгодную покупку: приобретение картины было удачным, под рамой оказалась припрятана кругленькая сумма денег. Теперь молодой художник богат, его картины пользуются спросом. Он моден, пишет на заказ. Его ремесло, а именно так хочется теперь именовать творческий процесс, набирает размах. Вот только талант с каждым днем умирает. Чартков не может смотреть на другие работы, он завидует художникам, которые стоят в начале своего пути, и печать желания разбогатеть не коснулась еще их душ.

Истинным творцом является Мастер в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Одаренный литератор пишет роман, который затрагивает вечные проблемы. Его же коллеги творят в угоду советской власти и получают за это деньги. Им открыты двери всех редакций без исключения. А вот Мастеру доступ в них закрыт. С ремесленничеством в искусстве сталкиваемся мы при обсуждении еще одного героя этого произведения – посредственного поэта Ивана Бездомного. Молодой человек и сам признает тот факт, что плохо пишет, но изо дня в день слагает поэмы, как на работу ходит к письменному столу. И самое интересное, что этот бездарный человек обласкан и властями, и критиками. Получается, ремесло продолжает расцветать, и подпитка талантом ему не важна. Мастера же освистывают, высмеивают и в итоге упекают в сумасшедший дом. Такое положение дел неудивительно: настоящее искусство всегда подвергается гонениям, люди не привыкли слушать не то, что они хотят услышать.

Таким образом, люди без таланта из кожи вон лезут, чтобы показать, что он у них есть и издают копии копий, произведения, которые никому не интересны. Они не понимают назначения искусства, не имеют художественного вкуса. Их дело приобретает статус ремесла, в нем нет даже намека на мастерство. Талан – это дар, связанный с разными областями искусства. Да, ремесло – не последнее дело, но в контексте таланта об этом говорить не хочется…




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
  • В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
  • Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
  • Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?