Как связаны добро и благородство?


Благородным человеком можно назвать того, кто способен жертвовать собственными интересами ради блага других людей, знакомых и незнакомых. И если за добрым поступком может скрываться злой умысел, то благородный человек не может быть злым, поскольку он совершает добрые поступки бескорыстно, ничего не требуя взамен.

Проблема взаимосвязи добра и благородства поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей.


В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» при раскрытии образа Данко показано, что он совершил добрый поступок: взяв на себя ответственность за судьбу народа, он повел людей сквозь тьму к свету, он продолжал путь, несмотря на роптания окружающих людей, когда это было нужно, он вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. Но Данко мало назвать добрым человеком, он обладает благородством. Герой в первую очередь думает не о себе, а о своем племени. Его лидерство в пути сквозь тьму не связано с какими-то корыстными целями, он берет на себя ответственность из искренней любви к ближнему. Общественные интересы для Данко важнее собственных, его действительно интересует следующий вопрос: «Что сделаю я для людей?!». Данко проявляет готовность пожертвовать и действительно жертвует своей жизнью ради блага окружающих людей. М. Горький подчеркивает высокую нравственность Данко, его великодушие, самоотверженность и искреннюю любовь к человеку.

Проблема взаимосвязи добра и благородства находит отражение и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В одном из эпизодов показано, как русские солдаты совершают добрый поступок по отношению к двум французам. Когда офицер Рамбаль и его денщик Морель оказываются у костра, где греются русские солдаты, им принесли шинель, дали каши и водки, обеспечили ночлег, отнеся французского офицера в избу, которую занимал русский полковник. Автор показывает, что русские солдаты совершили не просто добрый, а благородный поступок, на который способны далеко не все участники военных событий. Несмотря на военное время, русские солдаты не стали проявлять агрессию к замершим и обессилевшим французам, они не хотели пользоваться их слабостью. Русские солдаты были не на поле боя, в первую очередь они увидели в Рамбале и Мореле не врагов, а людей, которым нужна была помощь. Человечность лежит в основе отношения русских людей к увиденным членам противоборствующей армии, они не могут проявить жестокость вне ожесточенных боев. Рамбаль оценивает доброту русских людей по отношению к ним так: «О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!». Офицер понимает, что русские солдаты могли убить их, но совершили действительно благородный поступок, который ценится французами.

Таким образом, благородство и добро связаны друг с другом: человек, который бескорыстно совершает добрый поступок, жертвуя собственными интересами, проявляя милосердие к знакомым и незнакомым людям и даже к врагам, является благородным человеком.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
  • Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
  • Почему так трудно отвечать добром на зло?
  • Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?