Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?


Когда человек вступает в конфликт с другими людьми, с внешними обстоятельствами или со всей окружающей действительностью, он может на первый взгляд потерпеть поражение, однако одержать «нравственную победу». Это происходит в том случае, когда человек остается верным собственным взглядам на жизнь, когда он оказывается нравственно выше своего противника, когда он находит истину и извлекает для себя важные жизненные уроки.

Проблема нравственной победы поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей.


В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» показано, что главный герой, находясь в монастыре, который он считает тюрьмой, мечтает о свободе, о том, чтобы оказаться в «чудном мире тревог и битв». Мцыри предпринимает попытку сбежать из монастыря, чтобы добраться до родной земли, однако через три дня скитаний по лесу он, получив ранение в ходе битвы с барсом, вновь оказывается у стен монастыря, где он и умирает. На первый взгляд кажется, будто Мцыри потерпел поражение, поскольку его мечта не претворилась в реальность: он не дошел до родины, так и оставшись в монастыре. Однако более глубокий анализ произведения позволяет прийти к выводу о том, что Мцыри все же не побежденный, а победитель. Он поборолся за собственное счастье, показал себя истинным борцом за свободу. Если бы Мцыри не предпринял попыток изменить свое несчастное существование, он бы до конца жизни жалел о том, что ничего не сделал для обретения желаемой свободы. Несмотря на то что Мцыри встречает смерть, он является победителем, так как ему хотя бы на небольшое время удалось добиться свободы и обрести счастье. Несмотря на проигрыш в поединке с самой судьбой, Мцыри одерживает победу, что проявляется в осознании важной истины, которая помогает ему с достоинством встретить кончину: несвободная и несчастная жизнь хуже смерти.

Проблема нравственной победы находит отражение и в повести В.В. Быкова «Сотников». От решения партизан Сотникова и Рыбака, которых во время Великой Отечественной войны поймали полицаи, зависело, что их ждет: жизнь или смерть. Сотников, не желая предавать Отечество, достойно встретил смерть. Внешнее поражение, заключенное в потере жизни, не отрицает того, что Сотников одержал нравственную победу, поскольку он остался верным собственным принципам. Автор подчеркивает, что Сотников был нравственно выше лишивших его жизни полицаев, которые в трудные для Родины времена перешли на сторону врага, думая лишь о сохранении собственной жизни. Внешне Рыбак, согласившись на сотрудничество с полицаями, одержал победу, поскольку ему удалось сохранить себе жизнь, однако нравственно герой проиграл: понимая, что он предал Родину, Рыбак пытается совершить самоубийство, но ему не дают этого сделать полицаи. Автор выражает мысль о том, что Рыбак до конца жизни будет терзаться думами о совершенном предательстве, что нельзя назвать настоящей победой.

Таким образом, внешняя победа не всегда совпадает с так называемой нравственной победой, которую человек одерживает, демонстрируя свои лучшие качества, оставаясь верным собственной позиции, несмотря ни на что.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
  • Можно ли добиваться победы любыми средствами?
  • Как Вы понимаете слова философа Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
  • Чем опасно для человека отчаяние?