Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?


В названии романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» отражен «вечный» конфликт между младшим и старшим поколениями. И до И.С. Тургенева, и после него многие авторы художественных произведений обращались к проблеме конфликта поколений, поскольку противоречия между старшим и младшим поколениями существовали всегда. Во многих литературных произведениях показано то, что «дети» стремятся отказаться от принципов «отцов», считая их устаревшими и мешающими жить лучше, а «отцы» не хотят отказываться от той жизни, которая стала для них естественной и обыденной.

Взаимоотношения между «отцами» и «детьми» показаны в таких произведениях отечественной литературы, как комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и драма А.Н. Островского «Гроза».


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» конфликтующими сторонами являются так называемые «век минувший», представленный образами Фамусова, Молчалина и им подобным, и «век нынешний», ярким представителем которого является Чацкий. Лицемерие, чинопочитание, стремление любыми способами обрести высокое положение в обществе, прислуживание, угодничество, лесть, отсутствие общественно значимой деятельности, необразованность, оценка людей по их социальному и материальному положению, браки по расчету – с этими пороками пытался бороться Чацкий, который, увидев другую жизнь за рубежом, хотел изменить российскую действительность к лучшему. Однако Чацкий остался непонятым окружающими людьми, «фамусовское общество» посчитало его сумасшедшим лишь из-за того, что его позиция отличалась от той жизни, которую оно привыкло вести. А.С. Грибоедов показал, что «фамусовское общество» было негативно настроено по отношению к Чацкому, поскольку тот поднял руку на их устоявшиеся принципы.

Могла бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети» и драма А.Н. Островского «Гроза». Яркими представителями старшего поколения являются Кабаниха и Дикой, которые из-за своего возраста и якобы наличия большого жизненного опыта чувствуют себя «хозяевами» жизни. Резко негативное отношение Кабанихи к появившейся в доме Катерине, а также ее стремление «сломить» дух Катерины, «исправить» ее говорит о том, что «отцы» боялись общественных изменений и предпринимали попытки сохранить домостроевские порядки, согласно которым они воспитывались и жили. Поколение «детей» в драме А.Н. Островского представлено разносторонне: это и «смирившиеся» Тихон и Борис, которые покоряются деспотизму Кабанихи и Дикого, и «приспособившиеся» к «жестоким нравам» «темного царства» Варвара и Кудряш, которые научились сосуществовать с тиранами-«отцами», и борющаяся за свободу Катерина, для которой даже смерть была лучше существования в городе Калинове, где нет права на вольную жизнь. Так, в драме показаны весьма неоднозначные взаимоотношения между «детьми» и «отцами», но то, что конфликт между поколениями существует, – факт.

Таким образом, носить название или подзаголовок «Отцы и дети» могли бы многие произведения отечественной литературы, поскольку многие писатели демонстрировали конфликт между поколениями, например, А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» и А.Н. Островский в драме «Гроза».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Сохранить человечность на войне… (по страницам литературы XIX-XXI вв.)
  • Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Нужно ли классическое искусство современному человеку?