Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?


Во многих художественных произведениях наблюдается нравственная проблематика. Писатели рассуждают о категориях добра и зла, милосердия и жестокости, самопожертвования и эгоизма, человеколюбия и себялюбия. Анализируя характеры, жизненные взгляды и поступки героев литературных произведений, читатель приходит ко многим выводам, осознавая, «что такое хорошо и что такое плохо».

Обратимся к нескольким художественным произведениям, в которых преподаются нравственные уроки.


В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что уроки доброты и милосердия преподает учительница французского языка Лидия Михайловна. Рассказчик, повзрослев, с душевной теплотой вспоминает школьную учительницу, показывая, что ее неравнодушное отношение к нему научило его по-доброму относиться к окружающим людям. Положительное отношение автора к поступку играющей с учеником в «замеряшки» на деньги Лидии Михайловны, которая хотела помочь мальчику, находившемуся в тяжелом жизненном положении, заставляет задуматься над тем, что нужно входить в положение человека, понимать причины его поступков. В.Г. Распутин осуждает директора школы Василия Андреевича, который, даже не разобравшись в ситуации, уволил Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». Писатель призывает читателя в любой ситуации оставаться Человеком. Самопожертвование Лидии Михайловны, которая понимала, к чему может принести ее решение играть с учеником в игры на деньги, и отсутствие обиды на рассказчика, несмотря на то что ее уволили, преподает уроки нравственности: по отношению к окружающим людям нужно проявлять добро, причем делая это бескорыстно, не ища никакой выгоды.

Нравственные уроки преподаются и в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». Поднимая проблемы жестокого и милосердного отношения к животным, автор показывает, что Кусака становится агрессивной лишь после того, как ее ударил пьяный мужчина, что она вновь становится доброй, когда чувствует заботу и ласку со стороны семьи Лели, которая приютила собаку в дачном доме. Л.Н. Андреев призывает читателей к доброму и милосердному отношению к животным, и тогда отношение животных к людям будет таким же дружелюбным. В финале рассказа показывая, что семья Лели оставила Кусаку на даче, не забрав ее с собой домой, писатель хочет, чтобы читатели поняли, какое разочарование в людях будет испытывать Кусака, которую в очередной раз предали. Осуждая жестокий поступок бросившей Кусаку в холоде и голоде семьи Лели, желавшей завести породистую собаку и думавшей о том, что в их доме не место дворняжке, Л.Н. Андреев учит нести ответственность за животных, которых люди приютили, дав им надежду на дом и любящую семью.

Таким образом, литература преподает различные нравственные уроки, например, такие: нужно по-доброму относиться к окружающим людям и всегда оставаться Человеком; нужно заботиться о животных и нести ответственность за их жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Можно ли обойтись без книг?
  • Книга как путешествие в прошлое
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?