Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?


В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» продемонстрирована широкая картина жизни всей России после отмены крепостного права в 1861 году. Замыслом писателя было показать все социальные слои того времени: от крестьянства до самого царя. «Дарованная свобода» и «освобождение» крестьянства для многих представителей русского народа были неожиданными, они кардинальным образом изменили общественную ситуацию. В народной жизни и народном сознании наблюдались противоречия, которые Н.А. Некрасову удалось отобразить в своем художественном произведении.

В поэме показано, что даже с отменой крепостного права жизнь крестьянства не стала значительно лучше. Крестьяне не имели собственных земель, поэтому истинная свобода им только снилась. Автор подчеркивает существующие голод, бедность, нищету, «тоска-беда», бесправное существование и многие другие несправедливости. После принятой реформы изменилось только одно: «теперь их вместо барина драть будет волостной».


Как показал автор, среди представителей народа были те, кто положительно отнесся к отмене крепостного права. Это «пробудившиеся» крестьяне и не только, которые сохранили в себе человечность: семь мужиков-правдоискателей, Гриша Добросклонов, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий, Влас и некоторые другие. Н.А. Некрасов уважает их за смелость и непокорность, поскольку именно эти качества говорили о том, что русское крестьянство пробуждается, все больше бунтуя против несправедливости и притеснений. Обращая внимание на «искру сокрытую», показывая, как «неисчислимая Рать» «подымается», автор выражал надежду на общественные изменения к лучшему.

В то же время среди представителей крестьянства существовали и те, кто не мог жить по-другому, кто привык к угнетению и несправедливостям. Они привыкли подчиняться, терпеть притеснения и получать наказания, даже если не было провинностей. Крестьяне «играют» рабов Последыша, самостоятельно принимая данное решение. Рабами самовольно остаются и лакей Ипат, и дворовый человек князя Переметьева.

Н.А. Некрасов демонстрирует, что отмена крепостного права оказала огромное влияние на представителей дворянства, которые привыкли к тому, что крестьяне во всем подчинялись им. С печалью вспоминает прошлую жизнь Оболт-Оболдуев, жалея, что все это уже никогда не повторится. Последыш даже не может поверить в то, что теперь он не может властвовать над людьми, он не понимает, как его жизнь и общественная ситуация могут быть другими. Автор подчеркивает, что представители русского народа, которые до отмены крепостного права любили, когда в их руках было как можно больше власти, не хотят жить по-новому, они мечтают о том, чтобы все было, как прежде. Для них принятая реформа была настоящей трагедией, изменившей их жизнь к худшему.

Н.А. Некрасов показывает, что негативно оценивают отмену крепостного права и представители духовного сословия. Так, поп счастьем считает крепостническое прошлое, когда церковь находилась на содержании богатых помещиков, которые после реформы разорялись.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Возможно ли всеобщее счастье?
  • Возможна ли абсолютная справедливость?