Когда возникает выбор между честью и бесчестием?


Если спросить любого человека о том, что он предпочтет, честь или бесчестие, он, наверное, сочтет этот вопрос за нелепую шутку. Никто не захочет уронить свой авторитет в глазах других намеренно, однако, почему-то возникают обратные ситуации. Это происходит потому, что человек делает неправильный выбор, который приводит к неприятным последствиям.

Причины фатальных ошибок заключаются в страхе, желании избежать груза ответственности, в нежелании трудиться, привычке перекладывать свои проблемы на других. Разумеется, это далеко не весь список причин, за которыми следует бесчестие. Бывают и довольно запутанные ситуации, но человек практически всегда интуитивно чувствует, что поступает неправильно. У него существует выбор, и только от самого человека зависит, какую позицию он предпочтет.

Примеры того, когда возникает выбор между честью и бесчестием, представлены на страницах художественной литературы.


В произведении А.С. Пушкина, повести «Капитанская дочка», представлен яркий пример чести и бесчестия. В ситуации пугачевского восстания на Белогорскую крепость находились те, кто из страха за собственную жизнь тут же примкнули к стану мятежников. Вчерашний патриот и благородный офицер Швабрин поспешил «подстричься в кружок» и перейти на сторону злодея. Шкурный интерес, желание любыми путями сохранить собственную жизнь и заполучить свое, пройдя по чужим головам – такова натура этого человека. Именно она и толкает его на бесчестие, ведь у него, как и у других, был выбор.

Гринев, капитан Миронов, поручик Иван Игнатьич не испугались участи быть повешенными и не перешли на сторону Пугачева и до последнего момента исполняли солдатский долг. Петр Гринев уцелел благодаря старому Савельичу, а другие потеряли жизнь, но при этом сохранили честь. Таким образом, можно прийти к выводу, что военные условия и потенциальная возможность смерти стали главным условием выбора между честью и бесчестием.

В произведении Ф.М. Достоевского, романе «Преступление и наказание», также затрагивается выбор между честью и бесчестием. Соня Мармеладова вынуждена опуститься на самое дно: она идет на панель, для того, чтобы прокормить сводных сестер и братьев вместе с тяжело больной мачехой. Робкая и безответная, набожная девушка, в глазах других, естественно, предстает глубоко бесчестной особой, несмотря на то, что она, по сути, ничего плохого никому не сделала. В позицию выбора между честью и бесчестием ее поставила не только нищета, но и сострадание, как бы парадоксально это не звучало.

Таким образом, у человека всегда существует выбор между бесчестием и честью, который возникает вследствие многих факторов. Ровная, беспроблемная жизнь в большинстве случаев способствует сохранению чести и доброго имени, а жизненные коллизии, наоборот, провоцируют бесчестие. Глубоко порочный человек способен скатиться вниз даже при относительно благополучном существовании, потому что его недостатки не позволят ему жить честно и благородно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
  • Согласны ли Вы с утверждением писателя Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  • Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  • Над какими чувствами разум может быть не властен?