Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?


В.Б. Шкловский утверждал: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое». С данным высказыванием нельзя не согласиться. Здесь говорится о взаимосвязи прошлого и будущего. Прошлое народа и всего человечества для людей настоящего выступает в качестве жизненного опыта, преподавая различные уроки. Без знания прошлого невозможно поставить цели для общественного будущего. Знание прошлого помогает не совершать те ошибки, которые уже были совершены предыдущими поколениями, помогает понять, над чем нужно работать в дальнейшем и что нужно исправить, чтобы сделать жизнь более комфортной и благоприятной.

О тесной взаимосвязи прошлого и будущего рассуждали в своих произведениях многие отечественные писатели, поэты, драматурги и публицисты.


Д.С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» довольно глубоко раскрывает проблему прошлого. Так, в сороковом письме «О памяти» выражена авторская позиция: «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим». «Культурный подъем», по мнению автора, наблюдается только тогда, когда общество опирается на прошлое, с его помощью общество развивается, а не стоит на месте. В письме говорится о том, что каждый исторический «культурный подъем» находился в тесной связи с «обращением к прошлому», которое обеспечивало «нужное для движения вперед». Д.С. Лихачев выражает мысль о том, что будущее не может существовать отдельно от прошлого, что без опоры на него нельзя построить благоприятное будущее. Автор утверждает, что невозможно «игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленными целиком в будущее».

Проблема взаимосвязи прошлого и будущего находит отражение и в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Центральными персонажами являются так называемые «новые люди»: Вера Павловна Розальская, Александр Кирсанов, Дмитрий Лопухов. Эти «новые люди» противопоставляются в повествовании «старым людям», которые живут в соответствии с ложными жизненными ценностями, которые уже давно устарели и которые требуют изменений. Но как же появились «новые люди»? Н.Г. Чернышевский обращает внимание на то, что «новые люди» появились в противовес «старым людям». «Новые люди», анализируя образ жизни «старых людей», приходят к выводу о том, что их существование пусто, бессмысленно и ужасно. Вера Павловна Розальская становится той, кем она была, в результате того, что она не соглашается с жизненной позицией своей матери Марьи Алексеевны. Автор подчеркивает, что без существования «старых людей» не было бы и «новых людей», которые стремятся к «светлому и прекрасному будущему», наблюдая за мировоззрением и образом жизни «старых людей». «Новые люди» видят, что нужно изменить и исправить, чтобы общественная жизнь стала лучше. Жизнь «старых людей» для «новых людей» становится опытом, который помогает им в развитии собственных идей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что строить благополучное будущее невозможно, не опираясь на опыт прошлого, не учась на его ошибках.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать»?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Почему Некрасов называл просторную жизненную дорогу — «страстей раба»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Где родился — там и пригодился»?