Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?


Прогресс мешает взаимопониманию между поколениями, поскольку младшее поколение, как правило, выступает за новые изобретения, в то время как старшее поколение привыкло жить без новых технологий, совершенно в них не нуждаясь.

Конфликт между поколениями, рожденный прогрессом, отражен во многих художественных произведениях, причем некоторые авторы стоят на стороне старшего поколения, а другие – на стороне младшего.


В центре рассказа В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» лежит диалог между восьмиклассником Юркой и представителем старшего поколения Наумом Евстигнеичем, которые по-разному относятся к научно-техническому прогрессу. Обращаясь к молодому собеседнику, Наум Евстигнеичу негативно отзывается об «ирапланах», говоря о том, что лучше он будет использовать телегу: «А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно – доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана – костей не соберут». Наум Евстигнеич рассуждает о том, что и без созданных недавно изобретений люди неплохо жили. Юрка же положительно относится к научным и техническим открытиям. С восторгом рассказывая о Гагарине и других космонавтах, Юрка отмечает, что они осваивают космос. Мальчик уверен, что люди «дальше полетят», получив возможность «сесть на Луну» и «долететь до Венеры». И если Наум Евстигнеич сомневается в том, что предположения Юрки действительно реализуются, то мальчик рассуждает о том, что будут созданы видеоприемник, с помощью которого можно будет «своих сыновей повидать прямо с печки», космический корабль, с помощью которого можно будет долететь до Галактики, и др. Видно, что В.М. Шукшин, показывая положительные стороны научно-технического прогресса, находится на стороне мальчика Юрки, выражая мысль о необходимости создания новых технологий, с помощью которых люди расширяют свои возможности, узнают много нового об окружающем мире и поднимают уровень комфорта в повседневной жизни.

О том, что прогресс рождает конфликт между поколениями, рассуждает также В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Представители младшего поколения либо равнодушны к затоплению Матеры, на месте которой хотят построить гидроэлектростанцию, либо делают все возможное, чтобы эта цель была осуществлена как можно скорее. Автор показывает, что ради технического прогресса люди готовы пойти на все, даже на уничтожение природы. Между молодыми героями нет никакого единства, утратив нравственность и духовность, они думают лишь о себе. В. Г. Распутин строит свое повествование так, что его позиция очевидна: он находится на стороне пожилых жителей Матеры. Представители старшего поколения любят малую Родину, уважают предков, похороненных на земле Матеры, ценят общение друг с другом, руководствуются нравственными ценностями. Будучи против затопления деревни-острова, они думают о том, что строительство гидроэлектростанции не стоит уничтожения всех представителей животного и растительного миров на Матере. Через разные мировоззрения старшего и младшего поколений автор показывает, что из-за строительства ГЭС теряется связь между поколениями, появляются недопонимания и конфликты.

Таким образом, прогресс мешает взаимопониманию между поколениями, причем в одних моментах правы «дети», а в других – «отцы», и из-за отсутствия понимания они нередко не могут прийти к компромиссу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Какая угроза способна объединить человечество?
  • Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
  • Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?