Могут ли новые технологии заменить искусство?
Могут ли новые технологии заменить искусство? Конечно же, нет. Несмотря на всю очевидную пользу научно-технического прогресса, человечество по-прежнему нуждается в том, что питает и согревает не только тело, но и душу.
С помощью искусства человек развивается духовно, постигает мир и самого себя, приобщается к прекрасному. Способность мыслить творчески, воспринимать красоту мира есть только у людей, следовательно, лишившись этого, люди превратятся в обычное животное существо, мало чем отличающееся от обычных животных.
Вопрос о том, что полезнее, технический прогресс или развитие искусства некорректен, искусство, так же как наука и технологии, обязано развиваться и совершенствоваться.
Примеры этому можно найти на страницах художественной литературы.
В романе Е.И. Замятина «Мы» представлена модель общества, в условиях расцвета технического прогресса. Человек стал винтиком в большом механизме, строгий распорядок жизни направлен лишь на достижение материальных ценностей, а искусство полностью вытеснилось как бесполезное и отвлеченное явление.
Люди одеты, накормлены, обеспечены новейшей бытовой техникой, но они лишены времени на любимые дела, не имеют возможности развиваться творчески. Искусство практически иссякло, пришло в упадок. Сделало ли это людей счастливее? Конечно же, нет. В суете однообразных будней и бесконечных дел они превратились в ограниченные, зомбированные существа с потухшими глазами. Они потеряли вдохновение, вкус к жизни.
Как ни парадоксально, но с расцветом технологий и вытеснением искусства цивилизация подставила свое существование под большую угрозу.
В другом произведении, фантастическом романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» автор представил мир, лишенный литературных произведений: люди решили достигнуть всеобщего равенства с помощью уничтожения всех книг на планете.
По версии, это бы обуздало человеческий разум, не дало превосходства по развитию людей друг над другом. Все должны были стать равными и приносить общую материально-техническую пользу. Книги стали сжигать, а те, кто сопротивлялся новому закону, подвергался сожжению с собственной библиотекой.
Когда, наконец, книги были уничтожены, цивилизация потерпела крах: вместе с книгами исчезла история, люди потеряли способность разумно мыслить. Их интересы занимали только незамысловатые передачи по телевидению, различные умные гаджеты в виде говорящих экранов.
Так по истечении сравнительно небольшого отрезка времени человек превратился в обычное, бездуховное животное существо с самыми примитивными потребностями. Мозг окончательно атрофировался на генетическом уровне, так что вновь рождающиеся люди появлялись на свет такими же, как несколько тысячелетий назад.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что нельзя допустить замены искусства достижениями научно-технического прогресса, поскольку в этом случае цивилизация ставит под удар само свое существование.