Может ли человек жить вне общества?


Может ли человек жить вне общества? Теоретически да, но существование находящегося вне социума человека нельзя назвать жизнью в полноценном понимании этого слова. Человек – существо не только биологическое, но и социальное, общество занимает особое место в становлении личности человека. Общество помогает человеку развиваться, становиться лучше в умственном и нравственном плане. Вне социума человек не имеет возможности развиваться, он либо останавливается в развитии, либо вовсе деградирует. Вне общества человек не имеет никаких жизненных целей, его жизнь является обычным существованием, не имеющим никакого смысла. Вне социума человек не может быть счастливым.

О том, можно ли жить вне общества, рассуждали многие писатели, поэты и драматурги.


В написанном М. Горьким рассказе «Старуха Изергиль» показано, как один из героев легенд, рассказанных старухой Изергиль, отказывается от общества. Рожденный от девушки и орла Ларра с детства был лишен взаимодействия с окружающими людьми. Детство вне человеческого общества способствовало тому, что у Ларры стали преобладать принципы жизни, взятые у отца-орла. Появившись в обществе людей, среди которых раньше жила его мать, Ларра отказался от жизни в племени из-за того, что не уважал людей и считал себя лучше всех окружающих. М. Горький демонстрирует, что физически Ларра жив, однако его существование нельзя назвать настоящей жизнью. Существование Ларры лишено какого-либо смысла, у него нет никаких жизненных целей, которые он хочет достигнуть, ему не к чему стремиться. Можно сказать, что Ларра был наказан вечной жизнью за свой отказ от общества. В рассказе выражается мысль о том, что человек, отказывающийся от общества, получает наказание, причем наказывает Ларра себя самостоятельно, ведь он сам отказался от общественной жизни. То, что Ларра стремится к обретению смерти, говорит о том, что жизнь вне общества не может сделать человека счастливым.

Рассуждения о жизни вне общества наблюдаются и в написанной М.Е. Салтыковым-Щедриным сказке «Дикий помещик». Помещик Урус-Кучум-Кильдибаев молил Бога о том, чтобы с его земель исчезли ненавистные ему крестьяне. Когда крестьяне действительно исчезли с помещичьих земель, глупый помещик все еще продолжал быть частью общества благодаря тому, что его посещали гости. Однако когда глупого помещика перестали посещать гости, он лишился возможности общаться с людьми, он стал жить вне общества. В сказке показано, что помещик начинает дичать и вести себя как настоящее животное, даже медведь оказывается умнее глупого помещика. М.Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что жизнь вне общества приводит человека к одичанию и нравственной деградации.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вне общества человек может лишь существовать, не имея никаких целей, не имея счастья, настоящей жизнью такое существование назвать нельзя. Вне социума человек не имеет возможности развиваться и нравственно деградирует.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Я и другие»
  • Что такое толерантность?
  • Как понять другого человека?
  • Что сближает людей?
  • Согласны ли Вы с поговоркой: «Один в поле не воин»?