Может ли доброта быть избирательной?


Доброта – это расположение к другим людям, желание помогать окружающим, делать добро. Проблема доброты является вечной: представители каждой эпохи пытаются понять, какого человека можно назвать добрым, зачем нужна доброта и, наконец, ко всем ли следует ее проявлять. Возникает закономерный вопрос: «Может ли доброта быть избирательной?». Ответы можно услышать разные, ведь они зависят от характера, особенностей воспитания, условий жизни.

Я считаю, что по-настоящему добрый человек не должен выбирать, к кому относиться хорошо, кому помогать. Ведь само по себе это душевное качество предполагает расположение ко всем окружающим, готовность помогать всем, кто этого требует. Человека, который утверждает, что он добрый, но при этом выбирает, к кому проявлять душевное расположение, я считаю лукавым. Тем не менее, нужно думать, о какой помощи просят, не принесет ли это вреда.

«А как же преступники, обидчики, враги? Как можно к ним быть добрым?» – спросите вы. Ответ прост: это люди, которые когда-то оступились, доброе отношение к ним дает шанс стать на праведный путь.

Произведения русских и зарубежных классиков доказывают, что истинная доброта не может быть избирательной. Обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Доброта царит в семье Ростовых. Поддерживают ее родители. Младшее поколение Ростовых только ищет свое место в жизни. Эти поиски – причина ошибок, необдуманных поступков. Например, Николай любит играть в карты, жить на широкую ногу, собирается жениться на бедной родственнице, Петя уходит на войну, Вера выходит замуж и забывает о родственниках, а Наташа позорит семью, изменив богатому жениху.


Родители же не держат зла ни на кого из своих детей. Их ошибки они воспринимают спокойно, готовы прийти на помощь, как только кто-то из детей об этом попросит. Это помогает детям осознать, что они поступали не правильно, научиться тоже быть добрыми. Доброта помогает Ростовым сохранить семью. Только представьте, каковыми могли быть последствия, если бы родители относились хорошо только к некоторым детям. Это было бы причиной серьезных конфликтов.

Этот пример показывает, что настоящая доброта – расположение ко всем людям. Именно доброта, которая не терпит избирательности, приносит в жизнь человека счастье, а в его семью уют, мир и благополучие.

Емельян Пугачев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь» – бунтарь, который принес горе многим представителям высшего сословия. Тем не менее, он умеет быть добрым, правда, только к тем, кто этого заслужил. Он спасает Петра Гринева и Машу Миронову, так как Петр сам когда-то проявил доброту к нему.

Этот пример показывает, что человек может быть добрым только к некоторым людям. Но разве можно назвать это истинной добротой, которая должна быть бескорыстной? В этом случае избирательность объяснима: Пугачев не сдерживает добрые порывы ради своих идей.

Таким образом, доброта не может быть избирательной. Если же человек начинает выбирать, кому он будет помогать, это либо лукавство, либо связано с особенностями мировоззрения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Что значит быть жестоким по отношению к себе?
  • Как связаны понятия «доброта» и «гуманность»?