Может ли государство быть справедливым ко всем?


Одной из обязанностей государства является обеспечение социальной справедливости. Но может ли государство быть справедливым ко всем? Однозначно не может, если в обществе существует вседозволенность и безнаказанность. Но даже если общество живет по законам, государство не может быть справедливым абсолютно ко всем гражданам, поскольку бывает так, что личные интересы отдельного человека противоречат общественным интересам.

Мысль о невозможности государства быть справедливым ко всем можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.


В повести Н.В. Гоголя «Шинель» показано отсутствие справедливости из-за вседозволенности и безнаказанности. На улицах Петербурга, где свою службу несет будочник, происходит преступление: у Акакия Акакиевича Башмачкина крадут новую шинель, на которую он так долго копил и о которой он так долго мечтал. Главный герой идет к «значительному лицу», надеясь на то, что ему помогут решить появившуюся проблему, однако представитель власти равнодушно относится к беде Башмачкина. Он не думает о том, как человек будет ходить по морозному Петербургу без верхней одежды. «Значительное лицо» ничего не делает для того, чтобы поймать воров и наказать их, тем самым добившись справедливости, ведь Башмачкин – «маленький человек», у которого нет ни связей, ни денег. Возможностью разрешать собственные проблем обладают только высокопоставленные люди, на что указывает следующее: когда призраком умершего Башмачкина была украдена шинель у значительного лица, он дал полиции распоряжение поймать «мертвеца» и «жесточайшим» образом наказать его. Из этого следует, что государство помогает далеко не всем людям, а лишь отдельным группам.

Проблема невозможности абсолютной государственной справедливости находит отражение и в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Здесь показана преобразовательская деятельность царя Петра I, который, думая о строительстве нового города на берегах Невы, «прорубил окно в Европу», то есть совершил ряд государственных преобразований в области внешней политики, экономики и культуры, открыв России возможность вести торговлю с европейскими странами. Однако строительство Санкт-Петербурга рядом с водной стихией, с помощью которого достигались государственные цели, негативно сказывалось на судьбах отдельных личностей. Из-за наводнения Евгений, мечтающий получить «местечко» и обрести совместное счастье со своей возлюбленной Парашей, теряет любимую, а вместе с ней и смысл собственного существования. Поднимая проблему взаимоотношений представителей власти и представителей народа, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что государство не может задумываться об интересах каждого гражданина, что ради достижения общественных целей нередко происходит жертвование тем, что дорого простым людям. Демонстрируя трагедию отдельного человека, автор подчеркивает, что конфликт между личностью и государством будет существовать всегда.

Таким образом, государство по многим причинам не может быть справедливым к каждому гражданину.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
  • Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?
  • Возможно ли всеобщее счастье?
  • Возможна ли абсолютная справедливость?