Может ли общение с природой обогатить человека?


Важные жизненные уроки извлекаются человеком не только из общения с другими людьми, но и из общения с природой, частью которой он является. Наблюдая за природой, человек задумывается над многими философскими и нравственными проблемами, приходит к важным истинам, касающимся и его собственного существования, и человеческой жизни в целом. Вступая в диалог с природой, обращаясь к ней и будто бы слыша от нее ответы, человек обогащает жизненный опыт и получает знания, которые могут помочь ему в познании окружающего мира и самого себя.

О способности природы обогащать человека рассуждали многие отечественные писатели и поэты в своих художественных произведениях.


Лирический герой лермонтовского стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» обращает внимание на следующие природные явления: «волнующаяся» «желтеющая нива», «звук ветерка», «свежий лес», «прячущаяся в саду» малиновая слива, «тень сладостная зеленого листка», «душистая роса», «румяный вечер», «ландыш серебристый», «играющий по оврагу» «студеный ключ». В стихотворении показано, что лирический герой не просто наблюдает за природой, а вступает в общение с ней. На это указывает то, что со всей приветливостью ландыш «кивает головой», а студеный ключ «лепечет» о том, из какого «мирного края» он «мчится». М.Ю. Лермонтов показывает, что природа внутренне обогащает лирического героя: он чувствует, что тревога «смиряется», а морщины «расходятся», он утверждает, что видит Бога в небесах, он признается, что получил шанс «счастье постигнуть на земле».

Проблема способности природы обогащать человека находит отражение и в рассказе М.М. Пришвина «Лесной ручей». Рассказчик, идя по берегу ручья, обращает внимание на то, что вода в ручье постоянно встречает препятствия, но никогда не сдается и продолжает искать возможность пройти дальше. Рассказчик видит, что от препятствий воде в ручье «ничего не делается», что ручей стойко продолжает поиски выхода, будто он убежден в том, что рано или поздно он дойдет до «свободной воды», и ему не помешает ни Эльбрус, ни любое другое препятствие. То, что ручей не расстраивается, встретившись с препятствиями на своем пути, а относится к ним спокойно, то, что он непрерывно продолжает искать выход, радуясь жизни, о многом заставляет рассказчика задуматься. На примере героя, который приходит к важной жизненной истине «Препятствия делают жизнь», в рассказе показано, что природа обогащает жизненный опыт: находя сходство человека с ручьем, рассказчик приходит к выводу о том, что человеку нужно учиться воспринимать препятствия как неотъемлемую часть жизни, относиться к ним спокойно, но в то же время стойко и уверенно преодолевать их, не пугаясь и не расстраиваясь.

Обобщая сказанное, можно сказать, что, общаясь с природой, человек задумывается над многими вещами, получает новый жизненный опыт, приходит к разным выводам, которые помогают ему в познании окружающего мира и самого себя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
  • Человек – хозяин природы или её часть?
  • Чему человек может научиться у природы?
  • Способна ли природа воспитывать человека?