Может ли общество полностью избавиться от пороков?


Общество за все время своего существования никогда не было идеальным, той или иной эпохе характерны определенные пороки. Они могут сохраняться, могут меняться, перемещаться из одного исторического периода в другой, но они всегда сопровождают общество. Проблема порочности общества вечна, поскольку люди не могут обладать исключительно положительными чертами характера, они владеют и отрицательными внутренними качествами. Искоренить часть пороков в определенное время можно, но полностью избавиться от них невозможно.

Ответ на вопрос «Может ли общество полностью избавиться от пороков?» давали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» внимание уделяется трем временам: прошлому, настоящему и будущему. Деля персонажей на представителей этих трех времен, автор демонстрирует, что каждому поколению свойственны и достоинства, и недостатки. Пороками ярких представителей прошлого Раневской и Гаева являются безвольность, неспособность жить самостоятельно, зависимость от деятельности других людей, несерьезное отношение к серьезным проблемам, неспособность и нежелание бороться за те общественные принципы, которые приносили им счастье, невозможность приспособиться к происходящим в обществе изменениям. Отрицательной чертой яркого представителя настоящего Лопахина было то, что он был «хищным зверем», который без особого сожаления вырубает вишневый сад для того, чтобы сдавать появившиеся территории под дачи. Недостатком представителей будущего Пети Трофимова и Ани Раневской было то, что они больше говорили о лучшем будущем, чем совершали конкретные действия. А.П. Чехов показывает: времена идут, поколения сменяют друг друга, пороки меняются, но общество так и остается порочным.

Проблема невозможности избавиться от общественных пороков поднимается и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенно ярко она находит отражение в 12-ой главе, где показано представление Воланда и его свиты в театре Варьете. Воланд, имеющий возможность наблюдать за людьми разных поколений, смотря на зрителей театра Варьете, приходит к выводу, что москвичи 30-х годов ничем не отличаются от людей других мест и времен. Отмечая, что современные москвичи также легкомысленны и также любят деньги, но также обладают милосердием, как и люди прошлого, Воланд дает им следующую характеристику: «Люди как люди». М.А. Булгаков выражает мысль о том, что москвичи 30-х годов не отличаются порочностью, что порочны люди всех времен. Для того чтобы показать порочность людей всех времен, М.А. Булгаков помещает в повествование не только московские, но и ершалаимские главы, в которых описаны такие же пороки, что и у москвичей 30-х годов. Выделяются последние, как отмечает Воланд, лишь тем, что их «испортил квартирный вопрос». Автором подчеркивается: важно не то, из чего сделаны деньги, а то, что к ним стремятся люди всех времен.

Таким образом, порочность – это черта всего человечества на протяжении всего его существования, у каждого поколения пороки свои, но важно то, что эти пороки есть всегда.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  • Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
  • Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
  • Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?