Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
Между добром и злом находится тонкая грань. За добрым поступком иногда скрываются злые умыслы. Человек совершает добрый поступок, желая тем самым показать окружающим людям свою нравственную чистоту. Добро для такого человека является средством достижения целей, поступки не отличаются искренностью, они корыстны. Доброта – всего лишь маска, за которой стоит истинное лицо человека с злыми намерениями. Добрый поступок в этом случае является лишь способом показать себя в обществе лучше, чем есть на самом деле.
О злых намерениях, скрываемыми добром, рассуждали многие писатели и драматурги. Они показывали, что многие люди надевают маску добродетели, чтобы добиться своих корыстных целей.
В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Лужин хочет сделать добро, женившись на Дуне Раскольниковой. Однако у Лужина были злые намерения: герой хотел, чтобы после свадьбы Дуня постоянно благодарила его за милосердие и самопожертвование, которые он совершил. То есть чувств у Лужина к будущей жене не было совершенно, не было даже искреннего желания помочь девушке избавиться от нищеты. Женитьба с Дуней для Лужина была средством самому себе показать свое превосходство, ведь он хотел, чтобы семья Дуни считала его благодетелем. Лужин хотел видеть постоянную преданность Дуни, которая бы подчинялась герою и вечно считала его своим спасителем. Имея такие корыстные цели, у Лужина были и другие причины для свадьбы. Он видел то, что Дуня – добродетельная девушка, которая сможет улучшить его положение в обществе. Дуня была для Лужина украшением, способным привлекать к нему внимание окружающих людей.
Злые умыслы имела и героиня драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Кабаниха занимает в обществе достаточно знатное положение. Она чтит традиции прошлого, обращая внимание на семейные правила. Кабаниха подает милостыню нуждающимся. Окружающие люди считают ее доброй, воспитанной и милосердной женщиной. Но они не знают о том, что Кабаниха подает милостыню бедным не из искреннего желания помочь, а для того чтобы показать себя лучше, чем она есть на самом деле. Душа Кабанихи жестока и равнодушна к проблемам других людей. Собственная жизнь с преклонением окружающих для героини важнее всего. Она деспотично относится к своим родным и близким, заставляя прислуживать ей. Постоянным упрекам со стороны Кабанихи подвергается жена ее сына Тихона – Катерина, главная героиня драмы «Гроза». Все свои тиранические поступки Кабаниха прикрывает добрыми намерениями, ведь все в своей жизни героиня, по ее мнению, делает только из любви к своим детям. А.Н. Островский продемонстрировал показную доброту Кабанихи, хотя все ее намерения жестоки и аморальны.
Таким образом, часто в обществе происходит так, что зло может находиться под маской добра. Люди могут думать о том, что человек доброжелателем и сострадателен, хотя на самом деле он жесток и равнодушен. Все это доказывает тот факт, что между добром и злом очень тонкая грань.