Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?


Во взаимоотношениях с другими людьми человек нередко выдвигает те или иные требования. Однако эти требования должны соответствовать жизненным принципам обоих объектов взаимоотношений. Человек не может требовать от другого того, на что он не способен сам, в противном случае это можно назвать двойными стандартами, которые не могут укреплять отношения между людьми.

О том, что требовать от других того, на что не способен сам, нельзя, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей.


В романе И.А. Гончарова «Обломов» особое внимание уделяется тем жертвам, которые приносит Илья Ильич Обломов ради исполнения желания возлюбленной Ольги Сергеевны Ильинской. Героине не нравится тихий и спокойный образ жизни Обломова, поэтому она вынуждает его выбираться из дома, посещать светские мероприятия и в целом активно заниматься деятельностью. Влюбившись в свой проект будущего Обломова, Ольга Сергеевна ставит перед собой цель изменить Илью Ильича. Но почему только Обломов предпринимает попытки сблизиться с Ильинской? Почему героиня ничего не делает для того, чтобы найти общую дорогу со своим возлюбленным? Деятельность занимает особо важное место в жизни Ольги Сергеевны, она не готова отказаться от своих жизненных приоритетов и принципов, даже если на кону стоит любовь. Высоко ценя свои идеалы жизни, Ильинская не может понять, что пассивный, бездеятельный образ жизни Обломова – это его идеал жизни. И.А. Гончаров показывает, что Ильинская требует от Обломова кардинальных изменений, противоречащих его жизненным приоритетам, хотя сама никогда бы не согласилась на подобные изменения. Ольга Сергеевна поступает эгоистично, заставляя Обломова ломать истинное «я», чего делать, как подчеркивает автор, в здоровых взаимоотношениях нельзя.

О том, что требовать от других того, на что не способен сам, нельзя, заставляет задуматься и комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимает своему сыну Митрофанушке учителей не потому, что она хочет, чтобы он стал умным и образованным человеком, а по той причине, что в те времена образование становилось необходимостью для того, чтобы выбиться в люди и получить высокое положение в обществе. Госпожа Простакова требует от Митрофанушки усердия в обучении, однако сама она ни разу ничему не обучалась на протяжении всей своей жизни. Как можно требовать от сына интерес к учебе, если мать считает, что и «без науки люди живут и жили»? Именно из-за того, что требования госпожи Простаковой не соответствовали ее позиции касательно образования, Митрофанушка несерьезно относился к учебе, не понимая, зачем ему нужно тратить свое время на занятия с учителями. Перенимая отношение матери к образованию, Митрофанушка не делает никаких успехов в учебе, несмотря на то что занимается уже несколько лет.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что требовать от других можно только то, на что способен ты сам, иначе эти требования не будут выполняться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
  • Согласны ли Вы с утверждением Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
  • Что важнее: любить или быть любимым?