Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?


Человек может слушать советы других людей и следовать их рекомендациям, может учиться на чужих ошибках и удачах, однако во всем и всегда доверять чужому опыту не стоит, поскольку каждое человеческое решение индивидуально, у одного человека решение может привести к одним результатам, а у другого – к совершенно противоположным. Человек должен руководствоваться собственными жизненными принципами, прислушиваться к своему сердцу и принимать решения, которые он считает нужными, никого не слушая. Именно собственный, а не чужой опыт духовно обогащают личность человека и формируют его индивидуальный жизненный путь. Во всем доверять опыту других людей – значит, ограничивать собственное «я».

О том, что не всегда нужно доверять чужому опыту, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение центрального персонажа Чацкого с так называемым «фамусовским обществом». Чацкий – не единственный представитель молодежи в произведении, в раскрытии позиции главного героя важны и образы Молчалина и Софьи. Автор показывает, что Молчалин полностью полагается на опыт старших, по жизни он слепо следует отцовскому наказу «угождать всем людям без изъятия». Молчалин живет так, как жил его отец, как это принято во всем «фамусовском обществе». Софья несколько отличается от Молчалина своей внутренней непокорностью, поскольку она влюбляется в того, кто, по мнению ее отца, ей «не пара», однако то, что она, не обладая способностью увидеть истинную натуру Молчалина, влюбляется в недостойного человека, привыкшего прислуживать ради корыстных целей, говорит о тесной связи Софьи с «фамусовским обществом». Чацкий же выбирает собственный путь, независимый от тех, кто его окружал. В повествовании говорится о том, что Чацкий воспитывался в доме Фамусова, однако гражданская позиция, которая в итоге сформировалась у героя, указывает на то, что Чацкий не следовал жизненным принципам «фамусовского общества», доверяя лишь собственному опыту.

Проблема чужого и собственного жизненного опыта находит отражение и в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха – представительница старшего поколения, а также довольно влиятельное лицо в городе Калинове. Она пытается поучать свою невестку Катерину, однако та не хочет подчиняться традициям домостроевского строя. Катерина не хочет мириться с «жестокими нравами», за которые выступает Кабаниха и которым подчиняются почти все жители Калинова. Она не может смириться с несправедливостью, как это делают Тихон и Борис. Не доверяет Катерина и жизненному опыту Варвары, которая приспособилась к жизни в «темном царстве». В разговоре с Катериной Варвара признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина не поддерживает такую позицию, она не готова притворяться и обманывать окружающих и саму себя. Именно поэтому Катерина признается в совершенном грехе; читатель понимает, что Варвара, если бы была на ее месте, никогда бы не призналась в измене мужу, так и продолжая встречаться с любовником.

Таким образом, нельзя постоянно доверять чужому опыту, нужно принимать решения самостоятельно, слушая свое сердце.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  • Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
  • Что значит «учиться на горьком опыте»?
  • В чём ценность исторического опыта?