и

Прав ли был Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?


Древнегреческий философ Платон однажды высказал интересную мысль: «Надежды – сны бодрствующих». Такое метафоричное высказывание ярко и точно определяет сущность явления надежды.

По мысли Платона, человек, который существует, – бодрствующий человек. Он может делать все, что ему позволено. Только сны являются неконтролируемыми явлениями, в них человек может видеть что-то хорошее, то, о чем он в жизни может только мечтать. Надежды – это то, что остается только в подсознании. Человек уверен в том, что рано или поздно то, к чему он стремится, осуществится, и ради этого не нужно бороться. Часто «бодрствующие» забывают о том, что ради достижения своих целей нужно много и упорно трудиться и развиваться. Платон называет надежды снами, потому что часто они являются в жизни нереальными, так как человек ничего не делает для того, чтобы обрести то, о чем он мечтает.

Надежды как ирреальное явление изображались во многих художественных произведениях. Писатели и драматурги показывали, что надежды часто отводят человека от действительного мира.


В романе И.А. Гончарова «Обломов» центральный персонаж Илья Ильич Обломов будто находится в своих снах. Не зря автор произведения особое внимание уделяет в повествовании сну Обломова. В нем главный герой видит свое детство, образ жизни деревни, в которой он жил. Этот образ жизни стал для Обломова идеалом. И в реальной жизни Илья Ильич старался достичь своего идеала, сделать свою жизнь такой же тихой, спокойной и размеренной, как это было в детстве или во сне. Обломов о многом мечтал и о многом рассуждал, но вся его жизнь была построена на надеждах и мечтах, которые центральный персонаж не хотел воплощать в жизнь. И.А. Гончаров показывает, реальный человек Обломов постоянно находится в состоянии сна: главный герой хотел многого, но ничего для этого не делал.

Сравнить надежду со сном можно и в пьесе М. Горького «На дне». У некоторых персонажей были мечты, кто-то отрицал их. Те жители ночлежки, у которых были надежды, словно находились во сне. Настя думала о том, что в ее жизни будет такая любовь, которую можно будет назвать идеальной. И героиня настолько верила в это, что была убеждена в том, что у нее реально были отношения с французом-студентом. Это убеждение можно сравнить со сном. Настя будто постоянно была во сне, где видела тот исход событий, который хотела. Героиня забыла о том, что жизнь – это не сновидения, что она порой бывает очень жестока. Противоположно относится к надеждам другой персонаж – Сатин. Он знает, что ему никогда не удастся выбраться со «дна жизни», что он навсегда останется жителем ночлежки для бедных и униженных. Сатин не имеет надежд и трезво смотрит на окружающую действительность. Его жизнь никак нельзя назвать сном, потому что он постоянно находится в реальности, какой бы жестокой она ни была.

Таким образом, надежды часто сравниваются со сном, потому что оба эти понятия имеют что-то нереалистическое в своей основе. Надежды – это всего лишь мысли или слова, а не конкретные действия. Чтобы «бодрствующий» чего-то смог добиться в жизни, он не должен уделять снам большое внимание.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Надежда и отчаяние»
  • Согласны ли вы с высказыванием Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Как вселить надежду в человека?