Согласны ли Вы с высказыванием Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?


Великий писатель Л.Н. Толстой утверждал: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу». С этим нельзя не согласиться. Когда человек создает произведение на заказ, он помещает в него не то, что хочет видеть сам, а то, что хочет видеть заказчик. В таких работах нет искренности, без которой нельзя создать что-то по-настоящему стоящее.

Справедливость высказывания Л.Н. Толстого можно доказать, обратившись к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема истинного и ложного искусства. Уже в самом начале произведения показано, что литература в Москве 30-х гг. была продажной. Председатель литературной ассоциации МАССОЛИТ Берлиоз говорит написавшему произведение о Боге Ивану Бездомному о том, что тот совершил ошибку, показав Бога как реальное лицо, ведь нужно, чтобы Бог реальным как раз-таки не считался. Автор показывает, что члены МАССОЛИТа подчинялись указу власти не писать на религиозные темы, они создавали только те произведения, которые были выгодны власти. В романе осуждается такое отношение к искусству, подчеркивается неискренность произведений представителей МАССОЛИТа, из-за которой они никогда не обретут значимость. Может ли стать великим роман Бездомного, если в нем нет ни капли искренности, если в нем не отражена авторская позиция? М.А. Булгаков отвечает на этот вопрос отрицательно. То, что Иван Бездомный отказывается писать стихи после знакомства с Мастером, выражает мысль о том, что лучше не заниматься написанием литературных произведений, чем делать это на заказ. Настоящим произведением искусства можно назвать роман Мастера об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Герой обратился к религиозной проблематике, потому что так хотело его сердце. Мастер создал оригинальное, неповторимое, независящее от мнения других людей произведение, в которое он вложил всю свою душу. Эта искренность была оценена и Воландом, который спас сожженную Мастером рукопись, и самим Иешуа Га-Ноцри, образ которого был раскрыт в романе Мастера.

Справедливость высказывания Л.Н. Толстого можно доказать, обратившись и к повести Н.В. Гоголя «Портрет». Когда Чартков не прошел испытание деньгами и славой, он стал «модным живописцем», перестал создавать оригинальные произведения, в которых он хотел отразить собственное «я», работая теперь исключительно над «модными картинками, портретиками за деньги». Стремление к известности и быстрым и легким деньгам заставляли Чарткова идти на поводу у заказчиков и создавать однотипные портреты, из-за чего герой растрачивал свой талант. То, чем занимался Чартков, – это не искусство, а ремесло. Настоящим произведением искусства является картина «прежнего товарища» Чарткова, которой в повествовании дана следующая характеристика: произведение «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста». Эта живописная работа была создана «прежним товарищем» Чарткова не на заказ, а по собственному желанию. Именно в этом произведении отразились все творческие искания героя, его постоянная работа над собой, его понимание искусства.

Таким образом, настоящее произведение искусства основывается на желании автора, а не на потребностях заказчика; в работах на заказ отсутствует искренность, которая является неотъемлемой составляющей истинного искусства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
  • Как Вы понимаете слова Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
  • Согласны ли Вы с мыслью Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
  • Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Брехта: «Искусство требует знаний»?