Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?


Нередко люди, стремящиеся к техническому прогрессу, вступают в конфликт с самой природой, частью которой они являются. Машинный труд нередко наносит окружающей среде ущерб: загрязняются или вовсе осушаются реки и болота, вырубаются леса, загрязняется воздух, уничтожаются представители флоры и фауны и многое другое. Но, несмотря на то что выйти на конфликт с природой очень легко, человек должен минимизировать эту вероятность. Нужно отказываться от тех действий и идей, которые приносят вред природе, наоборот, необходимо бережно относиться к природе, используя достижения цивилизации для помощи ей.

Над тем, что конфликт между природой и цивилизацией существует, но человек должен стремиться его разрешать, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей.


В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, что представители младшего поколения, поддерживающие технический прогресс, восстают против самой природы. Чтобы построить гидроэлектростанцию, власти готовы затопить деревню-остров Матеру, равнодушно относясь к гибели обитающих там животных и растений. Автор показывает, что людям, положительно относящимся к техническому прогрессу, было все равно на экологическую обстановку, их главной целью было строительство ГЭС. В распутинской повести конфликт природы и цивилизации неизбежен, поскольку властью обладали не старики, которые были против затопления Матеры, а представители младшего поколения, которые были готовы на все ради достижения целей технического прогресса. Деревня оказалась затопленной, что не могло не сказаться на экологии, и если в самом произведении показано то, что цивилизация восстает против природы, то читатель понимает, что уже после затопления природа вступит в конфликт с цивилизацией, продемонстрировав последствия выбора человека.

О том, что отношения между природой и цивилизацией могут быть гармоничными, заставляет задуматься рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». Знания по «борьбе с песками» помогли преобразить село Хошутово. Если сначала это село, находившееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», «было почти совсем занесено песком», то благодаря урокам Нарышкиной Марии Никифоровны по песчаному делу вокруг орошаемых огородов стали зеленеть шелюговые и сосновые посадки. Когда Мария Никифоровна обучила жителей Хошутово «искусству превращать пустыню в живую землю», она переехала в другую пустынную местность – село Сафута, теперь там обучая жителей песчаному делу. Мария Никифоровна поставила перед собой цель: через пятьдесят лет приехать к завокроно «не по песку, а по лесной дороге». А.П. Платонов показывает, что Мария Никифоровна использовала достижения цивилизации с умом, не причиняя вред окружающей среде, а, наоборот, помогая ей, что заставляет прийти к выводу о том, что конфликт между цивилизацией и природой наблюдается далеко не всегда.

Таким образом, цивилизация нередко вступает в конфликт с самой природой, однако человек, отвечающий за разумное или неразумное использование достижений цивилизации, может минимизировать разногласия с природой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Природа и культура в жизни человека»
  • Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
  • Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
  • Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  • Согласны ли Вы со словами Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?