«Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть» - С. Цвейг


Австрийский писатель С. Цвейг утверждал следующее: «Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть». С данным ярким и выразительным высказыванием невозможно не согласиться. Совесть является своеобразным нравственным ограничителем человека, и пока совесть человека помнит о каком-то совершенном им проступке, этот проступок не может забыться человеком, даже если он постарается это сделать. Человек, совершивший какой-нибудь безнравственный поступок, постарается забыть его, однако совесть не позволит ему предать забвению собственную вину, он будет тяготиться этой виной до тех пор, пока не успокоится его совесть.

Проблема совести как невозможности предать забвению собственную вину поднимается во многих произведениях отечественных и зарубежных писателей.


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» особое внимание уделяется угрызениям совести Понтия Пилата. Во время допроса Иешуа Га-Ноцри Понтий Пилат, который не видел в действиях бродяги преступления, оказывается перед нравственным выбором: признать Иешуа Га-Ноцри невиновным и поставить под удар собственную карьеру прокуратора Иудеи, так как за то, что Понтий Пилат отпустил человека, которого обвиняли в преступлении против кесаря, его бы уволили, или признать Иешуа Га-Ноцри виновным и стать тем человеком, который будет причастен к казни бродяги-философа. После долгих размышлений Понтий Пилат все же выбирает собственную карьеру. Уже после того как Иешуа Га-Ноцри казнили, Понтий Пилат начал испытывать угрызения совести. Он пытается смириться со своим поступком, пытается забыть его и жить прежней жизнью, однако он не может перестать упрекать самого себя за малодушие, он не может забыть свой безнравственный поступок, потому что ему не позволяет совесть. То, что Понтий Пилат оказывается в мире Вечности, где он терзает себя размышлениями о своей вине в гибели Иешуа Га-Ноцри, подтверждает мысль о том, что совесть не позволяет Понтию Пилату забыть совершенную ошибку.

Проблема совести как невозможности предать забвению собственную вину также поднимается в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя начала испытывать угрызения совести, когда получила телеграмму, в которой говорилось о том, что ее мать Катерина Петровна, которую Настя не навещала три года, умирает. Отправившись в деревню к матери, Настя ожидала попрощаться с мамой и попросить у нее прощение за такое равнодушное отношение, которое она к ней проявляла. Но для раскаяния уже было слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Совесть не позволяла Насте забыть произошедшую ситуацию, уезжала героиня с чувством «непоправимой вины», автор показывает, что Настя будет винить себя в равнодушии к матери всю оставшуюся жизнь.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что совесть человека не позволяет ему забывать совершенные безнравственные поступки, человек не забывает свою вину до тех пор, пока не успокоится совесть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к ЕГЭ по направлению «Забвению не подлежит»
  • «Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его» - Чингиз Айтматов
  • Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  • Как Вы понимаете поговорку: «Иван, не помнящий своего родства»?