Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?


Польза научных открытий несомненна, ведь все блага, которыми мы пользуемся сейчас, были созданы благодаря стремительному скачку исследований и развитию промышленности. Рост научно-технического прогресса предоставил человечеству стабильность и уверенность в завтрашнем дне, благодаря чему увеличилась продолжительность человеческой жизни. Однако, при всех очевидных положительных сторонах научных исследований, несомненно, существуют достаточно «скользкие» моменты, в том числе по поводу нравственности.

Например, насколько нравственно клонирование или обретение человечеством бессмертия? Можно ли вести разработки, позволяющие «превратить» одно животное в другое или искусственно привить ему человеческие черты? Нужно ли продолжать совершенствовать существующих роботов, чтобы довести их механический интеллект до живого человеческого разума? Иными словами, нужны ли нравственные ограничения для научных исследований?

Ответ на этот вопрос можно попытаться найти на страницах художественной литературы.

В произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце» как раз-таки, возникает такой вопрос. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, весьма известный и преуспевающий ученый-биолог, решился на отчаянный эксперимент: с помощью хирургических манипуляций и инъекций он превращает обычного бродячего пса в настоящего человека.


Первое впечатление от эксперимента было ошеломительное: внешне животное ничем не отличалось от человека, поскольку его организм имел все соответствующие системы и функции. Однако очень скоро стало понятно, что это всего лишь пародия на человека примитивной животной сутью. Никакие попытки привить культурные и моральные ценности не возымели действия: новоиспеченный Шариков был дерзок, агрессивен и не поддавался никакому воспитанию.

Все его инстинкты и потребности были примитивны. В конце концов, он стал настолько опасен для окружающих, что Преображенский был вынужден превратить его обратно в собаку. Отсутствие нравственных ограничений в области науки привело к тому, что эксперимент едва не закончился трагедией.

В произведении Евгений Велтисова «Приключения Электроника» профессор Гель Иваныч Громов создал кибернетического мальчика, очень похожего на обычного пацана Сережу Сыроежкина. В ходе эксперимента робот сбежал и успел побывать в роли двойника своего прототипа. По версии автора, Сыроежкин-2 ничего натворить не успевает, однако, становится не по себе, если вообразить, что бы могло быть, случись все это на самом деле. Безусловно, напрашивается вывод о нравственных ограничениях в области научных исследований, поскольку такие эксперименты не только безнравственны, но и социально опасны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственные ограничения в области науки необходимы. Важно, чтобы они существовали в разумных рамках, применялись индивидуально в каждом случае. Бездумное, механическое введение подобных санкций чревато уничтожением науки и заставит пострадать ни в чем не повинных людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • Как Вы понимаете слово «долг»?
  • Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые?
  • На пути к благородной цели все ли средства хороши?
  • Как Вы понимаете высказывание Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?