Описание картины Федора Алексеева «Троице-Сергиева лавра»


«Троице-Сергиева лавра» - Алексеев Ф.Я.


Фёдор Яковлевич Алексеев (1753−11.11.1823) — русский художник. Его можно назвать первопроходцем в жанре городского пейзажа. Акварель «Троице-Сергиева лавра» была написана в 1800 году в серии картин с московскими видами. Такое задание художник получил от императора Павла.

В течение полутора лет Алексеев создавал холсты и изображения городских пейзажей Москвы. После кончины художника наследники передали в Эрмитаж акварельные этюды, среди которых была изображена Троице-Сергиева лавра.

Эскиз создан на бумаге, техника написания — акварель, чернила.

Жанр произведения — городской пейзаж (ведута). Конечно, назвать изображение Троице-Сергиевой лавры городским пейзажем не совсем корректно, так как лавра расположена в некотором отдалении от Москвы, и жизнь здесь проходила вне городской суеты. Тем не менее, работа выполнена в жанре городского пейзажа, хотя и с особым отношением к изображаемому месту.

Композиция картины — линейная. На переднем плане зритель видит просторный зелёный двор, ровный ряд деревьев, бросающих тень. Двор, пересечённый тропинками, залит солнцем. Здесь царит тишь и спокойствие.


Средний план. Справа изображён Успенский собор, высокая, кажущаяся ажурной колокольня, за ними в тени деревьев однокупольная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. С левой стороны — храм преподобного Сергия, перед ним виднеется трапезная палата. Изображения с обеих сторон вытягиваются в перспективе, словно устремляются к белоснежному Свято-Троицкому собору на заднем плане. Свято-Троицкий собор построен ещё в 15 веке, это самый древний храм в лавре.

Цветовая палитра выдержана преимущественно в светлых тонах: золотятся купола белых церквей, нежная зелень травы, желтеющие дорожки, высокое голубое небо в лёгких облачках. Акварельные краски сами по себе нежны, и, кроме того, чувствуется, что художник бережно относился к изображению этого места, святого для него, старался передать особую атмосферу лавры.

Свет в картине падает справа, так как справа ложится густая тень деревьев. Солнце высвечивает купола, заливает двор, свет плещется в небе, создавая впечатление тихой радости.

Идея картины — передать красоту лавры, которая не только в архитектуре храмов, но и в особом духе её. Художнику удалось запечатлеть свет, тишину, благодать и передать зрителю тихую радость созерцания Троице-Сергиевой лавры, такой близкой горнему миру.

История монастыря богата. В лавре покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, и не только его. Древний монастырь не оставался в стороне от борьбы с монголо-татарским игом, с поляками в Смутное время, был на стороне Петра Первого в его противоборстве с царевной Софьей.

Здесь зритель видит лавру в том состоянии, в каком она была ещё до войны с Наполеоном и до изменений в 19 веке. Потомки могут увидеть первозданный вид Троице-Сергиевой лавры — одного из оплотов православия, который был заложен в 14 веке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Федора Алексеева «Красная площадь в Москве»