Описание картины Анри Матисса «Танец»


«Танец» - Анри Матисс


Анри Матисс (31.12.1869 – 3.11.1954) — знаменитый французский художник, занимал лидирующее положение среди приверженцев фовизма, главную роль в передаче чувств отводил цвету и форме. Он поражал современников буйными красками, наполняющими картины страстью.

Его картина «Танец» (1910) имеет два варианта: один хранится в нью-йоркском музее, другой — в Эрмитаже.

Картина была заказана Сергеем Щукиным, московским фабрикантом и коллекционером, как декоративное панно для украшения парадной лестницы. По завершении работы в 1910 году Матисс выставил своё творение в Гран-Пале. Полотно привело публику в шоковое состояние, дело дошло до скандала. Были высказывания о заказчике как о человеке, потерявшем разум, о картине — как о декадентском хламе.

Идея написать картину на сюжет с танцем появилась у Матисса в связи с народными плясками, которые он наблюдал в Коллиуре. Рисунки на греческих вазах, «Русские сезоны» С. Дягилева побудили художника к созданию второй версии «Танца».


«Танец» — громадное полотно (260?391 см), при этом художественные средства изображения очень лаконичны. Перед зрителем предстают пять обнажённых людей, которые, взявшись за руки, танцуют в хороводе на холме. Фигуры изображены схематично, и не сразу замечаешь, что они женские. В картине только три цвета — красный, синий, зелёный. Небо густого синего цвета, насыщенная зелень холма и красные фигуры в страстном танце.

Созвучие трёх ярких цветов на обширном полотне усиливает впечатление динамичности. В изображении фигур нет объёма и светотени, Матисс использует контурную обводку. Танцующие при всей их упрощенности по-своему грациозны, мастер одной-двумя линиями передаёт выразительный изгиб тела.

Пространство тоже выглядит схематичным, без передачи глубины. Чистые — без оттенков — краски усиливают концентрацию энергии танца. Отсутствие всяких деталей подчёркивает сосредоточенность людей на танце. Они захвачены звуками музыки. В европейской живописи картины на сюжет хоровода встречались не раз, хоровод у Матисса воплощает новый ритм и напряжённую динамику 20 столетия.

Реальность в картине своеобразна: танцующие женщины далеки от совершенства, в них нет строгой пропорциональности, о чертах лиц можно только догадываться, и вместе с тем в них есть притягательная красота. Полотно насыщено энергией танца, чувством экстаза. Это завораживает зрителя, он словно чувствует вибрацию ритмичных движений танцующих в этом красочном мире.

Громадность картины (почти 4 метра в длину) дополнительно придаёт впечатление мощи происходящего действа. Автору хотелось отразить такой момент жизни, в котором сочетаются первобытная радость жизни, физическая мощь и накал чувств. У него всё получилось.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Анри Матисса «Красная комната»