Описание картины Богданова-Бельского «Дети за пианино»
Русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский (8.12.1868—19.02.1945) посвящал свои полотна пейзажам, салонным портретам и сценам повседневной жизни народа. Манеры его творчества — реалистичная и импрессионистская. Николай Петрович вышел из низов общества, стал знаменитым художником и академиком живописи. Своими достижениями он обязан покровителю и педагогу народной школы С. А. Рачинскому.
Излюбленная тема Богданова-Бельского — крестьянские дети. В его работах «У дверей школы», «Устный счёт», «Новая сказка», «Виртуоз», «Дети за пианино» предстают образы искренних и чистых детей. Для художника они были олицетворением будущего России, он верил в него.
Картина «Дети за пианино» написана в 1918 году. Уже позади Октябрьская революция, 1918 — год начала Гражданской войны, страна погружается в хаос.
Сюжет картины: крестьянские дети расположились у диковинного для них пианино, пытаются познакомиться с инструментом. Пианино стоит в простой деревенской избе. В этом же убогом жилище находится большое — от пола до потолка — зеркало, красивое кресло, коробы с дорогой барской посудой, изящными подсвечниками и другой утварью. Один короб стоит на пианино, возле зеркала валяется небольшая вазочка. Кто-то даже не стал поднимать, некогда. Взрослых нет. Видимо, они только что всё привезли и поторопились за остальным добром.
Если учесть дату создания картины, то можно предположить, что вся эта неуместная для деревенской избы роскошь — результат разорения помещичьего дома под влиянием революционного лозунга «Грабь награбленное!». Введение в крестьянский быт всех этих восхитительных предметов может иметь и более благородную причину. Не исключено, что хозяева поместья, спешно уезжая из России, оставили это имущество своим верным слугам на добрую память. Но в любом случае дети ни при чём.
В центре картины изображена светловолосая девочка лет тринадцати. На ней синяя кофта в полоску, красная юбка, из-под которой видны лапти на ногах. Она сидит в мягком кресле со спинкой и подлокотниками из красного дерева и пытается извлекать звуки из пианино, неумело нажимая пальцами на клавиши. На светлом лице смешанное выражение счастья обладанием пианино и неверия в это чудо. Она осторожно нажимает указательными пальцами обеих рук на клавиши и сосредоточенно вслушивается в звуки инструмента.
Рядом стоит, опершись на пианино, мальчик помладше, он зачарованно смотрит на руки старшей сестры. Левее старших ребят — мальчик лет шести в красной рубашке. Он поглощён разглядыванием себя в зеркале. Сейчас им всё в диковинку. Конечно, потом они привыкнут и к зеркалу, и к пианино.
Несмотря на печальный исторический факт, дети производят трогательное впечатление, хотя их радостное удивление сродни дикарскому. Трудно предположить, пригодится ли им пианино. Для обучения нужен учитель, да и за инструментом требуется уход. Без выраженных музыкальных способностей дети быстро утратят интерес пианино, и будет оно бесполезно стоять расстроенное и погрызенное мышами. Хорошо, если пианино перейдёт в сельский клуб или школу, где будет музыкальный работник, который научит детей играть на этом инструменте.