Описание картины Богданова-Бельского «У дверей школы»


картинка


Известный художник Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 — 1945) с детства познал нужду и унижения. Он не просто рос в бедной семье, где тоже возможно счастье для ребёнка, если его любят. Будущий художник был незаконным сыном батрачки, вместе с матерью они жили у дяди, где их просто терпели.

Кто знает, как бы сложилась жизнь Николая Петровича, если бы не заметил таланты пятилетнего мальчика известный народный учитель С.А. Рачинский. Он похлопотал об устройстве юного дарования в школу, и пока тот учился, всячески помогал ему. Художественное образование Богданов-Бельский получил при содействии Рачинского в иконописной мастерской, а затем в художественном училище в Москве. Своё мастерство он оттачивал в написании пейзажей родной Смоленщины, преуспел в портретном жанре. Но подлинную славу принесли ему полотна, посвящённые детям, их обучению. Одна из них — «У дверей школы».

Эта картина была написана в 1897 году, она стоит в ряду тех работ художника, в которых он запечатлел замечательную школу С.А. Рачинского.

На переднем плане изображён мальчик, стоящий на пороге открытой школы. Он стоит спиной к зрителю, лицо его обращено в класс, где учатся дети. Вид у мальчика живописный: тулупчик — дыра на дыре, заплата на заплате; холщовые штаны заношены до больших прорех, через которые просвечивают голые ноги. Обут он в старые лапти. За спиной у героя вещевой мешок, холщовая торба перекинута через плечо. Они чем-то набиты.


Мальчик стоит, опершись на дорожный посох, придерживая шапку, которую снял почтительно под сводами школы. Пареньку лет десять. Его можно принять за нищего, ходящего по миру за подаянием. Но может быть, это сирота, живущий у кого-то из милости, и вот он пришёл издалека, из другого села, наслышанный о прекрасной школе, одержимый жаждой учения. У него чистая шея, аккуратно подстриженные волосы. Мальчуган, как мог, подготовился к встрече со своей мечтой, и теперь стоит нерешительно, боясь переступить порог класса.

Задний план картины — просторное помещение, довольно светлое, простое и чистое. О том, что это учебный класс, свидетельствуют парты, за которыми сидят мальчики, школьная доска, географическая карта на светлой дощатой стене. Это именно начальная сельская школа, так как ученики в обычной одежде, а не в форме, да и размещена школа в простом деревянном доме, хотя и добротном. Школьники прилежно склонились над тетрадками или учебниками, они не обращают внимания на мальчика в лохмотьях, который, вероятно, с завистью смотрит на них, и не знает, к кому обратиться, что сказать.

Но главное — он пришёл сюда и уже никуда не уйдёт. Ему здесь обязательно помогут стать грамотным человеком, ведь это школа С.А. Рачинского, удивительного человека, оставившего должность профессора и бросившего все силы на просвещение народа. Усилия этого подвижника находили благодарный отклик: крестьянские дети хотели учиться, в них были и таланты, и жажда просвещения. И этот оборванный и голодный мальчик преодолел долгие вёрсты пути и застыл в ожидании у дверей школы.

Этот трогательный сюжет картины подсказывает, что в возможностях разума, стремлении получить образование люди равны, они не должны быть ущемлены в получении знаний по социальному или материальному положению. Развитие разума и души — естественная потребность человека, только более высокого порядка, чем пища и кров. Вот почему образование должно быть доступным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание картины Богданова-Бельского «Дети»
  • Описание картины Богданова-Бельского «Дети за пианино»
  • Сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»